Не нашли материал? Воспользуйтесь поиском!

Например Программа автоматизации предприятия или Информационные системы для атп

Принципы построения информационных систем в АТП


Базовые принципы построения информационных систем в АТП 

Анализ опыта реализации информационных систем показывает, что, чуть ли не каждое автотранспортное предприятие идет своим путем, однако совершает при этом одинаковые ошибки. В частности:
-   как правило, отсутствует комплексный подход к решению задач АТП на единой программно-технической базе. В целях экономии средств поэтапно автоматизируют отдельные виды работ (складской учет, бухгалтерский учет, учет ТО и ремонтов, учет работы водителей и пр.) без проработки всей схемы информационной системы;



-   программные средства заказываются у разных разработчиков, которые зачастую используют несовместимые системы программирования (dBASE, FoxBASE, Clipper, Clarion, Paradox, Paskal и пр.), в результате чего не удается реализовать обмен данными между готовыми АРМами, что снижает эффективность работы всей системы, а следовательно и отдачу от вложенных средств;
-         при создании АРМов осуществляется механический перенос существующих информационно-технологических процессов в прикладные программы, а ведь не секрет, что сложившийся документооборот далек от совершенства.;
-         в основном реализуются учетно-статистические задачи (учет работы на линии, складской учет, бухгалтерский учет и пр.), при этом мало внимания уделяется задачам управления затратами (на топливо, шины, запчасти и пр.);
-         практически во всех АРМах персоналу предприятий выдаются только выходные формы, анализ которых и лежит в основе принятия управленческих решений, при этом не используются такие мощные средства как экспертные системы, позволяющие автоматизировать процессы принятия решений, накапливать знания об управляемой системе;
-         узким местом продолжает оставаться ручной ввод информации в компьютер, эта процедура утомительна для персонала и высока вероятность ввода ошибочных данных или сознательного искажения информации.
Анализ развития современной вычислительной техники, программного обеспечения, методов инженерии знаний и искусственного интеллекта показывает, что на современном этапе необходимо ориентироваться на использование ЭВМ инженерно-техническими работниками предприятия, на встраивание информационных систем в реальные технологические процессы функционирования предприятия. Это позволит ликвидировать (или, в крайнем случае, резко ослабить) влияние недостатков централизованной и двухуровневой систем обработки данных, одновременно обеспечивая переход на безбумажную технологию, что при наличии технических и программных средств, локальных вычислительных сетей существенно повысит быстродействие и качество коммутационных процессов управления. Только применение АРМов на базе ПЭВМ может автоматизировать ту рутинную часть работы специалистов, которая отнимает у них до 75% рабочего времени. Экономический эффект этого процесса очевиден, но требуется серьезная подготовка инфраструктуры предприятия (техническое и программное обеспечение), серьезная работа по подготовке и переподготовке кадров.
При информатизации производственных процессов руководители предприятий не должны повторять общих ошибок своих коллег, необходимо руководствоваться общими принципами, лежащими в основе построения современных информационных систем (рис.24).





Прежде всего, есть 3 пути, по которым информация может попасть в базу данных компьютера:
-         из первичной документации (техпаспорт, путевой лист и т.п.);
-         от персонала АТП (заявка на ремонт, требование на получение запчасти и т.п.);
-         через средства автоматической идентификации объектов (магнитной, штриховой, радиочастотной и пр.).
Если первичный документ появляется от сторонней организации (например, технический паспорт на автомобиль), то естественно данные в компьютер вносятся с уже готового документа. Если документ является внутренним (например, ремонтный лист), то нет необходимости его ручного формирования. Данные о характере неисправности могут быть внесены в компьютер со слов персонала (в данном случае –водителя), а документ (в случае необходимости) будет сформирован системой автоматически. Если требуется абсолютная достоверность информации и существует соответствующая технологическая возможность, то данные могут попадать в компьютер, минуя персонал – через средства автоматической идентификации объектов. В этом случае вообще отпадает необходимость в формировании первичных документов, система может сразу выдать соответствующую сводку (например, сведения о работе водителей на линии без путевых листов). Естественно при реализации информационных систем необходимо стараться придерживаться второго или третьего пути.
Есть два пути, по которым можно получить вторичный документ. Первый - сформировать отчетные сведения о деятельности подразделений предприятия, которые могут быть выданы на экран монитора или на бумажные носители в виде выходных форм. Второй – получить управленческое решение с помощью экспертной системы. Формирование выходных форм это наиболее легко реализуемый, традиционный путь, однако персонал должен обладать достаточным опытом и знаниями, что бы принять правильное решение на основе анализа данных вторичных документов. Использование экспертных систем достаточно новое направление для нашей страны. Этот путь более сложный с точки зрения реализации, однако, гораздо эффективней с точки зрения обоснованности и оптимальности принятых решений. Этот путь особенно целесообразен, если требуется анализировать большое количество информации, а цена ошибки достаточно велика.
Основным элементом в современных информационных системах является автоматизированное рабочее место (АРМ) - проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, вынесенный на рабочее место и автоматизирующий в режиме диалога некоторый набор управленческих процедур конечного пользователя при его непосредственном участии. Первичная информация должна вводится в ЭВМ один раз через АРМ того подразделения, где она возникает (зарождается), а затем может быть использована любым подразделением АТП. Поиск, обмен, обработка и анализ информации должен выполняться автоматически посредством прикладных программных средств.
Кроме того, при реализации информационных систем необходимо придерживаться следующих принципов:
-         пересмотр всей структуры и схемы документооборота предприятия, т.е. сокращение до минимума первичной документации и (по возможности) формирование их на ЭВМ, исключение из оборота всех вторичных и промежуточных носителей информации;
-         отделение нормативно-справочной информации от текущей (постоянно изменяющейся) и ее хранение на магнитных носителях;
-         использование единой нормативно-справочной информации всеми подразделениями предприятия;
-         однократный ввод первичной информации в ЭВМ с использованием всех возможностей СУБД контроля ошибок ввода;
-         реализация обмена информацией между подразделениями АТП через локальную компьютерную сеть;
-         перераспределение задач между подразделениями АТП с целью сокращения обменных информационных потоков;
-         работа всех информационных подсистем в режиме реального времени;

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие друзья!

Если наш блог оказался для Вас интересным поделитесь им со своими друзьями в любимых социальных сетях.