Анализ опыта реализации информационных систем показывает, что, чуть ли не каждое автотранспортное предприятие идет своим путем, однако совершает при этом одинаковые ошибки. В частности:
- как
правило, отсутствует комплексный подход к решению задач АТП на единой программно-технической
базе. В целях экономии средств поэтапно автоматизируют отдельные виды работ
(складской учет, бухгалтерский учет, учет ТО и ремонтов, учет работы водителей
и пр.) без проработки всей схемы информационной системы;
- программные
средства заказываются у разных разработчиков, которые зачастую используют
несовместимые системы программирования (dBASE, FoxBASE, Clipper, Clarion,
Paradox, Paskal и пр.), в результате чего не удается реализовать обмен данными
между готовыми АРМами, что снижает эффективность работы всей системы, а следовательно
и отдачу от вложенных средств;
-
при
создании АРМов осуществляется механический перенос существующих информационно-технологических
процессов в прикладные программы, а ведь не секрет, что сложившийся
документооборот далек от совершенства.;
-
в
основном реализуются учетно-статистические задачи (учет работы на линии, складской
учет, бухгалтерский учет и пр.), при этом мало внимания уделяется задачам
управления затратами (на топливо, шины, запчасти и пр.);
-
практически
во всех АРМах персоналу предприятий выдаются только выходные формы, анализ
которых и лежит в основе принятия управленческих решений, при этом не
используются такие мощные средства как экспертные системы, позволяющие автоматизировать
процессы принятия решений, накапливать знания об управляемой системе;
-
узким
местом продолжает оставаться ручной ввод информации в компьютер, эта процедура
утомительна для персонала и высока вероятность ввода ошибочных данных или
сознательного искажения информации.
Анализ развития
современной вычислительной техники, программного обеспечения, методов инженерии
знаний и искусственного интеллекта показывает, что на современном этапе
необходимо ориентироваться на использование ЭВМ инженерно-техническими работниками
предприятия, на встраивание информационных систем в реальные технологические
процессы функционирования предприятия. Это позволит ликвидировать (или, в
крайнем случае, резко ослабить) влияние недостатков централизованной и
двухуровневой систем обработки данных, одновременно обеспечивая переход на
безбумажную технологию, что при наличии технических и программных средств,
локальных вычислительных сетей существенно повысит быстродействие и качество
коммутационных процессов управления. Только применение АРМов на базе ПЭВМ может
автоматизировать ту рутинную часть работы специалистов, которая отнимает у них
до 75% рабочего времени. Экономический эффект этого процесса очевиден, но
требуется серьезная подготовка инфраструктуры предприятия (техническое и
программное обеспечение), серьезная работа по подготовке и переподготовке кадров.
При информатизации
производственных процессов руководители предприятий не должны повторять общих
ошибок своих коллег, необходимо руководствоваться общими принципами, лежащими в
основе построения современных информационных систем (рис.24).
Прежде всего, есть
3 пути, по которым информация может попасть в базу данных компьютера:
-
из первичной
документации (техпаспорт, путевой лист и т.п.);
-
от персонала АТП
(заявка на ремонт, требование на получение запчасти и т.п.);
-
через средства
автоматической идентификации объектов (магнитной, штриховой, радиочастотной и
пр.).
Если первичный документ появляется от
сторонней организации (например, технический паспорт на автомобиль), то
естественно данные в компьютер вносятся с уже готового документа. Если документ
является внутренним (например, ремонтный лист), то нет необходимости его
ручного формирования. Данные о характере неисправности могут быть внесены в
компьютер со слов персонала (в данном случае –водителя), а документ (в случае
необходимости) будет сформирован системой автоматически. Если требуется
абсолютная достоверность информации и существует соответствующая
технологическая возможность, то данные могут попадать в компьютер, минуя
персонал – через средства автоматической идентификации объектов. В этом случае
вообще отпадает необходимость в формировании первичных документов, система
может сразу выдать соответствующую сводку (например, сведения о работе
водителей на линии без путевых листов). Естественно при реализации информационных
систем необходимо стараться придерживаться второго или третьего пути.
Есть два пути, по
которым можно получить вторичный документ. Первый - сформировать отчетные
сведения о деятельности подразделений предприятия, которые могут быть выданы на
экран монитора или на бумажные носители в виде выходных форм. Второй – получить
управленческое решение с помощью экспертной системы. Формирование выходных форм
это наиболее легко реализуемый, традиционный путь, однако персонал должен обладать
достаточным опытом и знаниями, что бы принять правильное решение на основе анализа
данных вторичных документов. Использование экспертных систем достаточно новое направление
для нашей страны. Этот путь более сложный с точки зрения реализации, однако,
гораздо эффективней с точки зрения обоснованности и оптимальности принятых
решений. Этот путь особенно целесообразен, если требуется анализировать большое
количество информации, а цена ошибки достаточно велика.
Основным элементом в
современных информационных системах является автоматизированное рабочее место
(АРМ) - проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, вынесенный
на рабочее место и автоматизирующий в режиме диалога некоторый набор
управленческих процедур конечного пользователя при его непосредственном
участии. Первичная информация должна вводится в ЭВМ один раз через АРМ того подразделения,
где она возникает (зарождается), а затем может быть использована любым
подразделением АТП. Поиск, обмен, обработка и анализ информации должен
выполняться автоматически посредством прикладных программных средств.
Кроме того, при
реализации информационных систем необходимо придерживаться следующих принципов:
-
пересмотр всей
структуры и схемы документооборота предприятия, т.е. сокращение до минимума
первичной документации и (по возможности) формирование их на ЭВМ, исключение из
оборота всех вторичных и промежуточных носителей информации;
-
отделение
нормативно-справочной информации от текущей (постоянно изменяющейся) и ее
хранение на магнитных носителях;
-
использование
единой нормативно-справочной информации всеми подразделениями предприятия;
-
однократный ввод
первичной информации в ЭВМ с использованием всех возможностей СУБД контроля
ошибок ввода;
-
реализация обмена
информацией между подразделениями АТП через локальную компьютерную сеть;
-
перераспределение
задач между подразделениями АТП с целью сокращения обменных информационных
потоков;
-
работа всех
информационных подсистем в режиме реального времени;
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие друзья!
Если наш блог оказался для Вас интересным поделитесь им со своими друзьями в любимых социальных сетях.