Разработка производственной программы осуществляется в следующей последовательности:
1) определение потребности в выпускаемой продукции;
2) составление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
3) определение объемов (в натуральном выражении) и сроков производства отдельных видов продукции;
4) соотнесение производственной программы с имеющимися ресурсами и, в первую очередь, с производственной мощностью. При необходимости (например, в случае дефицита какого-либо ресурса) возможен возврат ко второму шагу;
5) расчет объема продукции в стоимостном выражении.
Производственная программа характеризуется системой следующих показателей (рис. 1). Показатели ПП распадаются на две большие группы:
– количественные, характеризующие объемы производимой продукции и динамику их изменений;
– качественные, отражающие производственно-технические (материалоемкость, точность, мощность) и эксплуатационные (надежность, ремонтопригодность) достоинства производимой продукции.
Качественные показатели не являются предметом изучения в данной теме, но они могут быть представлены достаточно сложной системой самостоятельных показателей.
Различают абсолютные и относительные количественные показатели. Абсолютные показатели отражают объем производимой продукции в натуральных (условно-натуральных); трудовых (временных) и стоимостных показателях.
При составлении производственной программы используются натуральные (условно-натуральные) и стоимостные показатели. Натуральные показатели (номенклатура и ассортимент) наиболее точно отражают объем изготавливаемой продукции и выражаются в штуках, тоннах, кубометрах и других физических единицах измерения. Они являются базой основных технико-экономических плановых расчетов, служат исходными величинами для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производственных площадях. Однако из-за большого разнообразия выпускаемой продукции зачастую невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели. Для расширения сферы применения натуральных показателей используются условно-натуральные показатели (условная тонна топлива и т.п.). Они применяются в случае планирования производства однородной, однотипной или одноименной продукции. При этом за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по трудоемкости, массе, материалоемкости или по какому-либо другому признаку. Номенклатура продукции – это состав изготавливаемой продукции по ее видам или наименованиям. Ассортимент – это состав данного вида (наименования) продукции по типам, маркам, профилям, сортам и т.п.
Рис. 1. Система показателей производственной программы
Трудовые (временные) показатели – часы и минуты рабочего времени – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и ПП. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Трудоемкость – это затраты времени на изготовление единицы продукции в данных условиях и при средней интенсивности труда. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется такой показатель, как станко-часы. На первый взгляд, показатели трудоемкости ПП вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые показатели часто используются во вспомогательных расчетах.
Для того чтобы получить сопоставимые показатели ПП и осуществить сводный учет и планирование, используют стоимостные показатели ПП, которые носят обобщающий характер и считаются универсальными при взаимоувязке всех разделов плана предприятия.
Обобщающим показателем ПП предприятия является реализованная продукция (РП), или объем продаж. Первый термин применяется в отечественной практике, второй – в мировой. Понятие «реализованная продукция» более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Объем реализованной продукции рассчитывается по формуле
; (2.1)
где – объем товарной продукции за определенный период (месяц, квартал, год), руб.; – изменение остатков готовой продукции на складе за определенный период, руб.
; (2.2)
DОП– прирост остатков отгруженной продукции за определенный период, руб.
. (2.3)
Здесь и далее индексы «н» и «к» соответствуют началу и концу рассматриваемого периода.
Товарная продукция включает стоимость продукции, которая будет произведена и подготовлена к реализации в планируемом периоде. Она включает готовую продукцию; запасные части, полуфабрикаты собственного производства и продукцию вспомогательных подразделений, поставляемую другим предприятиям или организациям; промышленные работы, выполняемые на сторону или для непромышленных хозяйств данного предприятия; капитальный ремонт и модернизацию оборудования. Товарная продукция определяется в рыночных оптовых ценах.
Валовая продукция (ВП) характеризует
весь объем работы, выполненной предприятием за определенный период
времени. В состав валовой продукции входит как законченная, так и
незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство.
Объем валовой продукции определяется по формуле
(2.3)
где – прирост остатков незавершенного производства, руб. (2.4) – прирост специальной оснастки (которая конструируется и изготавливается в инструментальных цехах предприятия, так как это самостоятельная продукция инструментальных цехов), руб. . (2.5)
где – прирост остатков незавершенного производства, руб. (2.4) – прирост специальной оснастки (которая конструируется и изготавливается в инструментальных цехах предприятия, так как это самостоятельная продукция инструментальных цехов), руб. . (2.5)
Чистая продукция (ЧП)
– это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата
труда в виде заработной платы, оплата труда, не выплаченная в виде
заработной платы, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и
различных начислений, а также прибыль. В ЧП не входит перенесенная
стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов,
энергии, топлива и амортизационные отчисления основных фондов), т.е.
(2.6)
где – материальные затраты; – амортизационные отчисления.
где – материальные затраты; – амортизационные отчисления.
Условно-чистая продукция (УЧП) – это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений, т.е.
(2.7)
Валовой оборот (ВО)характеризует
весь объем продукции, произведенный предприятием, т.е. представляет
собой сумму стоимости продукции всех производственных подразделений
предприятия:
(2.8)
где – стоимость валовой продукции i-го цеха, руб., – количество производственных цехов предприятия.
где – стоимость валовой продукции i-го цеха, руб., – количество производственных цехов предприятия.
Внутрипроизводственный оборот (ВПО) – это объем продукции, произведенный для внутренних нужд предприятия,
, (2.9)
где – количество сборочных цехов предприятия.
где – количество сборочных цехов предприятия.
Относительные показатели характеризуют динамику изменения абсолютных показателей: темпы роста абсолютных показателей () и темпы прироста абсолютных показателей (). При этом выделяют три периода: плановый, базисный, отчетный.
или или . (2.10)
или
или . (2.11)
Выполнение плана по номенклатуре ()
, (2.12)
где – объем производства по плану; – объем производства фактический, но скорректированный по плану.
где – объем производства по плану; – объем производства фактический, но скорректированный по плану.
Типовые задачи с решением
Задача 1
Машиностроительный
завод выпустил товарной продукции за март на 522 тыс. руб. Стоимость
остатка незавершенного производства по основной продукции на 1 марта
равнялась 155 тыс. руб., а на 1 апреля – 172 тыс. руб. Стоимость
остатков специального инструмента своего изготовления на начало месяца
15,4 тыс. руб., на конец месяца 12,3 тыс. руб. Литейный цех изготовил
для механического цеха отливок на 120 тыс. руб., а кузнечный – на 95
тыс. руб. Определить стоимость валовой продукции, валового и
внутрипроизводственного оборотов.
Решение
Изменение остатков незавершенного производства:
ΔНЗП = 172 – 155 = 17 тыс. руб.
Изменение остатков специальной оснастки:
ΔСО = 12,3 – 15,4 = –3,1 тыс. руб.
Стоимость валовой продукции:
ВП = 522 + 17 – 3,1 = 535,9 тыс. руб.
Стоимость валового оборота:
ВО = 535,9 + 120 + 95 = 750,9 тыс. руб.
Стоимость внутрипроизводственного оборота:
ВПО = 750,9 – 535,9 = 215 тыс. руб.
Изменение остатков незавершенного производства:
ΔНЗП = 172 – 155 = 17 тыс. руб.
Изменение остатков специальной оснастки:
ΔСО = 12,3 – 15,4 = –3,1 тыс. руб.
Стоимость валовой продукции:
ВП = 522 + 17 – 3,1 = 535,9 тыс. руб.
Стоимость валового оборота:
ВО = 535,9 + 120 + 95 = 750,9 тыс. руб.
Стоимость внутрипроизводственного оборота:
ВПО = 750,9 – 535,9 = 215 тыс. руб.
Задача 2
Определите выполнение плана по номенклатуре
Выпуск
продукции, шт. |
Изделие 1
|
Изделие 2
|
Изделие 3
|
План
|
500
|
800
|
300
|
Факт
|
520
|
760
|
320
|
Решение
Выполнение плана по номенклатуре. .
Выполнение плана по номенклатуре составило 97,5 %.
Выполнение плана по номенклатуре. .
Выполнение плана по номенклатуре составило 97,5 %.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 2.1
В отчетном году на
заводе из собственного материала было выработано готовой продукции на
375 тыс. руб., а из материалов заказчика – на 120 тыс. руб., включая
стоимость материала заказчика на сумму 40 тыс. руб. Реализовано
полуфабрикатов по специальному заказу на 15 тыс. руб., отпущено
электроэнергии, выработанной на заводе, на сторону на 8 тыс. руб.
Определите объем товарной продукции.
Задача 2.2
Определите объем товарной и валовой продукции завода за январь и февраль по следующим данным:
Вид продукции
|
Цена за
единицу, руб. |
Выпуск по месяцам
|
|
январь
|
февраль
|
||
Изделие 1, шт.
Изделие 2, шт. |
1500
980 |
800
650 |
840
760 |
Запасные части, тыс. руб.
|
–
|
60
|
75
|
Поковки, т
|
820
|
620
|
580
|
Из изготовленного
количества поковок механическим цехом переработано в январе и феврале
по 280 т, остальные поковки реализуются. Остатки незавершенного
производства на 1 января – 40 тыс. руб., на 1 февраля – 52 тыс. руб., на
1 марта – 48 тыс. руб.
Задача 2.3
Объем валовой
продукции за базисный (прошлый) год – 400 тыс. руб., план на текущий
год – 420 тыс. руб.; фактическое выполнение – 460 тыс. руб. Численность
работающих в базисном и планируемая на текущий год – 210 человек,
фактическая численность – 220 человек. Определите фактическое
выполнение плана по валовой продукции; на сколько процентов выпущено
дополнительно продукции за счет увеличения численности, за счет роста
производительности труда.
Задача 2.4
Годовая производственная программа машиностроительного завода характеризуется следующими данными (тыс. руб.):
Вид продукции
|
Товарная продукция
|
Изменение остатков незавершенного производства
|
||
По
плану |
Фактически
|
По плану
|
Фактически
|
|
Основная продукция
Заказы межзаводского кооперирования Услуги (капитальное строительство и капитальный ремонт) |
620
100
145
|
670
75
138
|
+30
–10
–5
|
+40
+7
+4
|
Определите выполнение плана по валовой и товарной продукции.
Задача 2.5
На автомобильном
предприятии в базисном году при общем объеме продукции в 86 млн. руб.
было изготовлено на 63 млн. руб. автомобилей. В отчетном году объем
продукции составил 158 млн. руб., а автомобилей было выпущено на 133
млн. руб.
(в сопоставимых ценах). Определите рост объема производства предприятия за этот период.
(в сопоставимых ценах). Определите рост объема производства предприятия за этот период.
Задача 2.6
На машиностроительном
заводе затраты на производство продукции составили в базисном году 85
млн. руб., в том числе на покупные полуфабрикаты и комплектующие
изделия – 28 млн. руб.; в отчетном году соответственно – 233 млн. руб. и
142 млн. руб. Определите уровень кооперирования завода по годам и его
изменение за этот период.
Задача 2.7
Определите
запланированный годовой объем реализации машиностроительного завода и
плановый размер его увеличения (%) по сравнению с отчетным (прошлым)
годом на основании следующих данных:
– запланированный выпуск товарной
продукции 6,4 млн. руб.
– остаток товарной продукции на складе
на 1 января планового года 0,6 млн. руб.
– стоимость отгруженной, но не оплаченной
заказчиком продукции на 1 января планового
года 0,2 млн. руб.
– планируемый остаток товарной продукции
на конец планового года 0,4 млн. руб.
– планируемая стоимость отгруженной,
но не оплаченной заказчиком продукции на конец
планового года 0,1 млн. руб.
– объем реализованной продукции за прошлый
год в сопоставимых ценах 5,6 млн. руб.
– запланированный выпуск товарной
продукции 6,4 млн. руб.
– остаток товарной продукции на складе
на 1 января планового года 0,6 млн. руб.
– стоимость отгруженной, но не оплаченной
заказчиком продукции на 1 января планового
года 0,2 млн. руб.
– планируемый остаток товарной продукции
на конец планового года 0,4 млн. руб.
– планируемая стоимость отгруженной,
но не оплаченной заказчиком продукции на конец
планового года 0,1 млн. руб.
– объем реализованной продукции за прошлый
год в сопоставимых ценах 5,6 млн. руб.
Задача 2.8
Годовым планом предприятия предусмотрен следующий выпуск продукции
Изделие
|
Количество, шт.
|
Оптовая
цена, руб. |
|
план
|
факт
|
||
«А»
|
250
|
320
|
16000
|
«Б»
|
1300
|
1200
|
3000
|
«В»
|
600
|
500
|
1500
|
Определите, на сколько процентов выполнен план в денежном выражении и по номенклатуре.
Задача 2.9
Рассчитайте объемы
товарной, реализованной, валовой продукции по плану и отчету, темпы
роста объемов товарной, валовой и реализованной продукции в отчетном
периоде по сравнению с плановым, коэффициент выполнения плана по
номенклатуре, уровень кооперирования в плановом и отчетном периодах и
процент его изменения. Исходные данные представлены в таблицах.
Продукция
|
План
|
Отчет
|
||
Объем
в шт. |
Отпускная цена за 1 ед.
|
Объем в шт.
|
Отпускная цена за 1 ед.
|
|
Основная продукция «А»
|
300
|
700
|
310
|
720
|
Изделие «Б»
|
400
|
1000
|
395
|
1200
|
Изделие «В»
|
20
|
2000
|
24
|
2500
|
Показатели
|
План
|
Отчет
|
Запасные части, руб.
|
10000
|
12000
|
Комплектующие узлы на сторону, руб.
|
8000
|
9000
|
Услуги на сторону, руб.
|
15000
|
18000
|
Остатки НЗП на начало года, руб.
|
7000
|
6000
|
Остатки НЗП на конец года, руб.
|
9000
|
8000
|
Остатки готовой продукции на складе на начало года, руб.
|
4000
|
5000
|
Остатки готовой продукции на складе на конец года, руб.
|
3000
|
4000
|
Объем кооперированных поставок, руб.
|
13000
|
14000
|
Задача 2.10
Рассчитайте объемы товарной, реализованной, валовой, чистой и условно-чистой продукции за год.
– объем выпуска продукции за год, шт. 2000
– отпускная цена за 1 ед., 1100
– стоимость материалов и комплектующих
на 1 ед., руб. 300
– стоимость приобретаемой электроэнергии, руб. 350 000
– амортизационные отчисления за год, руб. 130 000
– остатки НЗП на начало года, руб. 160 000
– остатки НЗП на конец года, руб. 210 000
– остатки готовой продукции на складе
на начало года, руб. 150 000
– остатки готовой продукции на складе на конец
года, руб. 90 000
– отпускная цена за 1 ед., 1100
– стоимость материалов и комплектующих
на 1 ед., руб. 300
– стоимость приобретаемой электроэнергии, руб. 350 000
– амортизационные отчисления за год, руб. 130 000
– остатки НЗП на начало года, руб. 160 000
– остатки НЗП на конец года, руб. 210 000
– остатки готовой продукции на складе
на начало года, руб. 150 000
– остатки готовой продукции на складе на конец
года, руб. 90 000
Задача 2.11
Используя данные о
работе предприятия, приведенные в таблице, рассчитать выпуск товарной
продукции цеха в стоимостном выражении по плану и отчету.
Показатели
|
План
|
Отчет
|
Сменность работы оборудования
|
1,9
|
1,7
|
Число часов работы в смену
|
8,2
|
7,8
|
Число рабочих дней в году на одну машину
|
254
|
246
|
Число машин в цехе
|
72
|
81
|
Номинальный фонд времени работы оборудования
цеха, час. |
?
|
?
|
Трудоемкость изготовления единицы продукции,
нормо-час |
62
|
66
|
Коэффициент использования номинального фонда
времени |
0,95
|
0,91
|
Возможный фонд времени работы оборудования, час.
|
?
|
?
|
Выпуск продукции в натуральном выражении, шт.
|
?
|
?
|
Цена единицы продукции, руб.
|
3,5
|
3,4
|
Выпуск товарной продукции, руб.
|
?
|
?
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие друзья!
Если наш блог оказался для Вас интересным поделитесь им со своими друзьями в любимых социальных сетях.