Не нашли материал? Воспользуйтесь поиском!

Например Программа автоматизации предприятия или Информационные системы для атп

Как создать (построить) информационную систему

Планирование информационных систем


Для того чтобы иметь хорошую информационную систему необходимо планировать ее создание. Именно поэтому вопрос планирования информационных систем рассматривается здесь отдельно. Процесс планирования должен начинаться с оценки текущей ситуации, определения миссии информационной системы, интенсивности использования информации, пользователей, оценки среды организации, места на рынке, ее сильных и слабых сторон, выработки стратегии, которая должна лечь в основу бизнес-плана по созданию информационной системы.
Подход, описанный здесь, к планированию информационных систем предложен Д.P. Трутневым (см.: Trutnev О. Information Systems Management. IMISP, МВА Program. St. Petersburg, 1998.) (См. также модули "Стратегическое управление"; "Управление программами и проектами".)

Планирование позволяет:
  • создавать планы информационных систем, поддерживающие бизнес-направление фирмы;
  • ориентировать разработчиков на конечные бизнес-результаты, а не на окончание проектов информационных систем;
  • эффективнее использовать ресурсы информационной системы;
  • закладывать большую управляемость и лучшую интеграцию существующих и будущих систем;
  • быть уверенным в том, что ИС будет соответствовать общему направлению развития организации;
  • учесть мнение конечных пользователей;
  • создавать условия для правильного реагирования на непредвиденные ситуации.
Самая простая идея планирования - придерживаться прагматичной стратегии (в зависимости от событий и идей): обращаться с информационными проектами как с "проектами делового развития". Вы всего лишь осуществляете проект по развитию бизнеса, и все вовлеченные в него должны это понимать, а не руководствоваться вводящим в заблуждение энтузиазмом по поводу самой информационной системы или технологии. При таком подходе информационные системы должны рассматриваться как технические части проектов общего усиления организации, а не как отдельные проекты.
Ключевые вопросы при оценке проектов:
  1. Как этот проект поможет мне достичь бизнес-целей?
  2. Подходит ли он мне технически?
  3. Является ли он лучшим использованием ресурсов?
Процесс планирования информационной системы должен начинаться с оценки использования информации и информационной технологии во всей организации и с оценки самой по себе ИС. Последнее может происходить при помощи внутренних и внешних экспертов, конечных пользователей. Другой альтернативой может стать полная оценка, произведенная внешней фирмой на заказ и представленная главному менеджеру.



Рис. 3.1. Подход к определению возможностей информационных систем


Оценка в любом случае должна представлять собой сравнение текущего уровня использования информации и информационно технологии с системой стандартов, которые могут представлять собой нормы в отрасли, оценку предыдущей деятельности, аналогичные параметры ведущих фирм, кроме того, отношения пользователей с системой (рис. 3.1).


Пересмотр миссии отдела, занимающегося информационной системой
Другой важной частью оценки является пересмотр миссии отдела, занимающегося информационной системой. Действия отдела должны быть оценены в свете этой миссии. Миссия может быть лучше всего определена путем выделения отдельных аспектов из всей стратегии организации, устанавливающих требования для информационной системы.
Ключевые вопросы:
  1. Помогает ли ИС организации делать то, что она делает, с минимальными затратами ресурсов?
  2. Вовлекает ли ИС организацию в проекты, которые будут упрочнять нашу конкурентную позицию в будущем?
Определение миссии будет зависеть от того, кто будет в этом процессе участвовать.


Оценка деятельности относительно целей
Традиционной целью множества информационных систем было уменьшение затрат путем увеличения эффективности структурированных, повторяющихся операций. Но в последние годы увеличился размах операций, теперь они помогают при принятии решений в неструктурированных ситуациях, что и потребовало оценки информационных систем, по дополнительным целям, кроме уменьшения затрат.
Видение информационных технологий
Два следующих шага планирования включают в себя формирование взгляда на информацию и информационную архитектуру в будущем. "Информационное видение" - это термин, означающий будущее использование информации и менеджмента организации, а архитектура информационных технологий описывает способ, которым информационные ресурсы должны использоваться, чтобы соответствовать этому видению. Вместе они преобразуют взгляд на будущее информации и ее использование и управление в систему правил, картинок, схем и т.д, в рамках которых должна действовать организация и принимать решения.
Информационная архитектура должна включать в себя:
Управленческую архитектуру:
  • роль менеджера-пользователя и т.д.;
  • системы менеджмента;
  • связывающий механизм бизнес-плана;
  • механизмы ИС планирования и контроля.
Техническую архитектуру:
  • инфраструктуру;
  • расположение;
  • рабочие станции и т.д.;
  • данные (владение и деление, защита и т.д.);
  • операции.
Каков бы ни был механизм развития информационного видения и архитектуры, обсуждение должно продвигаться следующим путем:
  • обзор текущей ситуации;
  • анализ стратегического направления в бизнесе;
  • рассмотрение основных трендов технологии;
  • идентификация видения роли информации;
  • определение архитектуры;
  • связь видения и архитектуры;
  • план изменений.
Решения по поводу видения и архитектуры должны стать входом к процессу планирования. Существует также ряд преимуществ создания подобного видения и архитектуры.
Стратегический план
После вышеприведенных шагов первый план, который необходимо сформировать, - это стратегический план, являющийся сводом инициатив (хотя еще не конкретных проектов), которые должна выполнить организация для продвижения по направлению к видению. Он также должен содержать числовые результаты, которых необходимо достичь за определенный период.
Выбор базовой стратегии информационной системы
Существует несколько концептуальных основ для определения базовых стратегических свойств ИС, наиболее полезные описаны ниже, и ввиду того, что они являются базовыми, они могут помочь в разработке собственной концепции.
Главная цель ИС-плана состоит в осознании того, что потребности фирмы в информации определяют структуру ее ИС и ИТ, а также управления ими. G.Parsons (Parsons G. Information Technology: А New Competitive Weapon. Sloan Management Review, Fall 1983. P. 3) предложил 6 основных ИС-стратегий, сформулированных после изучения этой связи: центральное планирование, первенство, свободный рынок, монополия, скудные ресурсы и концепция необходимого зла.
Конечно, существует множество смесей этих стратегий, но прежде всего при планировании необходимо определить, какая из них соответствует реальной ситуации.
Центральное планирование
В этом случае имеется центральный отдел, координирующий ИС-стратегию и бизнес-стратегию, а начальник ИС-отдела должен быть частью управленческого аппарата, занятого принятием решений.
Первенство
Фирмы с такой стратегией обычно пытаются связать потребности фирмы с развитием ИТ и вкладывают в исследования крупные суммы. Необходима сильная поддержка высшего руководства.
Свободный рынок
В этом случае избегается бюрократия центрального планирования, менеджеры-пользователи решают, какие у них потребности в информации и как их удовлетворить, высшее управление не вовлекается в этот процесс.
Монополия
Здесь отдел ИС является монопольным распространителем ИТ.
Скудные ресурсы
Когда менеджмент рассматривает ИТ как скудный ресурс, он пытается ограничить его использование. Главный вопрос здесь: сколько ресурсов займет проект и через какое время он окупится?
Необходимое зло
В этом случае фирма рассматривает ИТ как необходимое зло, которое нужно для достижения целей, и проект будет осуществляться лишь в случае, когда станет абсолютно необходим для достижения деловой цели.
В любое время фирма может применять одну из шести стратегий или смешивать их, при смене обстоятельств менять их, но это всегда глубокоинтеллектуальный труд.
Стратегическая матрица McFarlan - МсKеnnеу
Эта матрица похожа на матрицы, созданные Бостонской консалтинговой группой и General Electric и полезна для выбора стратегии фирмы.
Выделяются 4 класса фирм, на которые ИТ будет иметь различное влияние: стратегический класс, оборотни, фабричный класс, класс поддержки.
Стратегический класс. Сюда попадают фирмы, настоящее и будущее которых зависит от использования ИТ для ежедневной деятельности: банки, страховые компании и т.д. Фирмы этой категории должны придерживаться стратегии центрального планирования или первенства ввиду высокой корреляции между успешным использованием ИТ и успехом фирмы.
Оборотни. Эти фирмы не сильно зависят от ИТ, но могут в будущем планировать ее широкое применение, чтобы "подстелить соломки" своему конкурентному преимуществу. Такие фирмы должны придерживаться стратегии центрального планирования, первенства и свободного рынка.
Фабричных-класс. Это те фирмы, в которых хотя и может существовать зависимость повседневных операций от ИТ, но которые работают в отраслях, где ИС не может стать источником конкурентного преимущества. Здесь рекомендуется стратегия монополии и скудности ресурсов.
Класс поддержки. Такие фирмы обычно используют ИТ для поддержки, например системы пароля. Им рекомендуется стратегия скудности ресурсов, хотя возможны случаи применения монополии и свободного рынка.
Разработка стратегического плана ИС состоит из 4 шагов:
  1. Постановка целей. Здесь необходимо также провести численные оценки результатов.
  2. Проведение внутреннего и внешнего анализа. Здесь рассматривается внешняя среда, оценка технологии, стратегического плана, проводится SWOT-анализ (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы).
  3. Выделение стратегических инициатив. Это те действия, которые впоследствии при операционном планировании станут проектами.
Средства для определения стратегических инициатив ИС
  1. Критические факторы успеха.
    Один из методов определения стратегических возможностей ИС - это определение информационных потребностей и процессов, которые являются критическими для успеха фирмы (критических факторов успеха). В 1979 r. Дж.Ф. Рокарт описал эти факторы. Такие факторы определяют несколько областей (4 - 6), которые при удачном исполнении принесут больший успех фирме или функции. Такие факторы имеют и долгосрочное и краткосрочное влияние на ИТ. Будучи определенными, они могут рассматриваться в качестве целей.
  2. Анализ конкурентных сил.
    Как принято считать, конкурентное преимущество получается при нарушении баланса власти между бизнесом и другими деятелями в отрасли.
    На пути достижения конкурентного преимущества указывают следующие источники:
    • поставщики;
    • потребители;
    • конкуренты.
  3. Цепочки ценности.
    Анализ был описан в качестве, метода определения стратегических инициатив М.Портером и В.Милларом. Этот анализ включает в себя 9 звеньев или 5 первичных и 4 вспомогательные задачи для организаций, которые могут добавить ценности (для покупателя) в процесс производства, доставки, обслуживания продукта.
    В более широкой перспективе эта система является частью системы ценностей, которая проходит от поставщиков к фирме, к дистрибьюторам и к конечным пользователям.
  4. Подход стратегических выпадов.
    Еще одно средство для определения стратегических инициатив было предложено в 1985 г. Раскофом и др. Смысл в том, что инициативы связаны с основными стратегическими толчками, которые представляют собой рычаги движения конкуренции: дифференциацией, затратами, инновациями, ростом и союзами.
Вторая шкала в матрице представляет собой те области в отрасли, в которых может действовать фирма: поставщики, потребители, конкуренты.
Операционный план ИС
После определения инициатив они должны быть представлены в виде проектов с конкретными результатами, приоритетами и т.д., т.е. в виде операционного плана.
Долгосрочный план ИС
Операционное планирование отличается от стратегического по своему фокусу, связи с бизнесом и т.д. Долгосрочный план обычно создается на 3 - 5 лет и фокусируется на выборе проектов и приоритетах, а также распределении ресурсов между проектами:
  1. Определяются цели.
  2. Определяются проекты развития ИС. Здесь применяется портфельный подход. Планирование проектов состоит из трех фаз: определение, конструкция и внедрение.
Несомненно, такой план может корректироваться.
Краткосрочный план ИС
Это план на один год. Он фокусируется на специальных заданиях и проектах, которые уже осуществляются или готовы к началу. Он связан с годовым бюджетом.
Подходы к планированию ИС
Существует ряд подходов. Один из наиболее широко известных - подход сверху вниз - обычно для проектно-ориентированных компаний. Существует и ряд других подходов, например у С. Ньюмена - "серединный".
Основные направления для, эффективного планирования
  • с самого начала необходимо уяснить цель;
  • ИС-план должен создаваться как итеративный, а не как последовательный процесс;
  • план должен отражать реальные ожидания;
  • процесс постановки реалистических ожиданий должен вовлекать менеджеров-пользователей;
  • границы между различными видами программирования и работы с компьютерами практически стерлись, поэтому очень важно делать комплексный план;
  • эффективный ИС-план должен охватывать все проблемы и барьеры, с которыми сталкивается обычная организация. Формальная стратегия: исходя из деловых потребностей.
Ключевые вопросы при формулировке деловой и информационной стратегии:
  1. Где наш бизнес сейчас?
  2. Где мы хотим быть через (скажем) пару лет?
  3. Что мы должны для этого сделать?
  4. Какие у нас специфические приоритетные цели?
  5. Могут ли лучшие информационные системы помочь нам в достижении целей?
  6. Что же у нас за информационные цели (назовите в приоритетном порядке)?
  7. Должны ли мы использовать автоматизированные информационные технологии для достижения информационных целей?
  8. Какие специфические проекты информационных технологий мы должны проводить?
Роль людей в планировании ИС
И пользователи, и специалисты должны иметь определенные роли в планировании ИС для того, чтобы он соответствовал целям организации.
Роль менеджера-пользователя
Менеджер должен непосредственно участвовать в процессе планирования ввиду того, что именно он является пользователем системы и знает работу организации. Кроме того, постоянно необходимы обратная связь и оценка, и именно эти функции должны при планировании и внедрении проектов выполнять менеджеры.
Ключевые положении при работе с проектами информационных систем:
  • вы должны лично уделить время персональным контактам с людьми, участвующими в проекте;
  • используйте, если необходимо, внешних консультантов;
  • советуйтесь с консультантом, знающим информационные технологии, а не с консультантом по информационным технологиям;
  • выберите поставщика, который обеспечивает хорошее обслуживание;
  • развивайте длительные отношения с поставщиками;
  • тренируйте пользователей - понемногу, но часто;
  • оцените потенциальные выгоды проекта - поддержка сложных операций, скорость ответов, точность.
Роль профессионала ИС
За последние годы роль профессионала сильно изменилась. Если раньше он занимался и планированием, и построением ИС, то сейчас он скорее консультант по планированию, а не программист.
Оценка проектов информационных систем в малом бизнесе
Для оценки проектов есть много формальных и неформальных методов. Оценка реализуемости, времени на реализацию и следствии реализации происходит постоянно в больших проектах, но для малого бизнеса эти методы выглядят очень сложными. Вы должны подходить к проекту прагматично: он должен быть подходящим по времени, по затратам и по качеству.
Если Ваш бизнес относительно нов для информационных технологий, то Вы можете добиться прогресса только "путем проб и ошибок". Поэтому имеется больше причин для поиска помощи в решении возникающих вопросов и разбивки проекта на простые шаги, чтобы Вы могли больше учиться на своих успехах, чем на своих промахах.
В чем выход? В целом ряде решений, предлагаемых в рамках современных подходов построения информационных систем.
Прежде всего, нужно обеспечить связь информационной системы с бизнес-планом. Важные решения принимаются на основе понимания стратегии компании. Этому подчиняются частные решения.
Использовать готовые решения в виде пакетов прикладных:. программ или прототипы информационных систем и технологий,. (т.е. готовых к использованию систем, которые надо только установить и наполнить данными). Выбор должен осуществляться на основе альтернатив. Наконец, просто арендовать информационную систему.


Стадии и этапы создания информационных систем и технологий с позиции руководства организации

Взгляд руководства организации и ее персонала, не говоря уже о разработчиках, на создание информационной системы различен. Здесь мы попытаемся, не вдаваясь в технические проблемы, построить модель процесса создания информационной системы для менеджеров и показать, в чем их задачи. Существует две различных стадии осуществления проекта построения информационных систем и технологий - разработка и внедрение и эксплуатация.
Стадия разработки и внедрения обычно всегда осуществляется полностью. Ей не мешает ни слабое развитие технологии, ни отсутствие компетенции персонала или пользователей, ни отсутствие хороших консультантов.
Если на этой стадии возникают проблемы, то они связаны со следующими тремя основными причинами:
  • недостаток поддержки основного персонала, особенно когда надо уделить достаточно времени и энергии на критических стадиях;
  • слишком амбициозные планы вместо пошагового, мудрого подхода;
  • неудача при .получении достаточного количества советов от практиков с настоящим опытом использования похожих систем в похожем бизнесе.
В рамках группового обсуждения в работе R.Hanage (Ма-naging Information for Profit and Growth), были получены следующие ответы на вопрос о том, какие проблемы возникали с проектами информационных технологий?
  • консультанты по информационным технологиям не понимали наших мыслей;
  • трудно найти нужный совет;
  • сложно подобрать прикладное обеспечение для деловых процессов;
  • неподходящее время для установки системы;
  • плохая техническая и программная поддержка.
    Как правило, проект информационных технологий всегда занимает больше времени, чем предполагалось. Необходимо быть готовым к тому, чтобы вложить больше ресурсов, чем требуется, для того чтобы быть уверенным, что он не остановится;
  • участвующие в осуществлении проекта люди всегда думают, что их работа сделана, когда аппаратура и программы работают успешно. Фактически проект завершен только тогда, когда достигнуты ожидаемые преимущества для бизнеса. Если проект связан с деловыми целями по улучшению отдельных сторон функционирования организации, и все это знают, он более успешен.
Специфические затруднения в малом бизнесе:
  • ограниченность ресурсов;
  • способности персонала;
  • внешние факторы;
  • неформальная административная деятельность;
  • трудности с долгосрочным планированием.
Имеется четыре стадии создания информационной системы.
  1. Эскиз проекта
    Подробное описание целей и задач проекта, ожидаемой прибыли, временных ресурсов, любых ограничений, доступных ресурсов и т.д. Стоит также определить "менеджера проекта", который отвечает за его осуществление, и ответственного за проект в высшем руководстве, который будет главной персоной в бизнесе и будет поддерживать менеджера проекта, когда это необходимо и в самом конце выполнения проекта.
  2. Оценка проекта
    Это самая главная часть проекта. В ней принимаются все важные решения - что будут делать системы, как они будут работать, какая аппаратура и прикладные программы будут использоваться и как они будут обслуживаться. Важнее всего, что здесь анализируются возможные затраты и прибыли от различных действий и производится конечный выбор. В качестве основного правила следует использовать принцип, согласно которому система должна быть настолько простой, насколько возможно. Грандиозные проекты системы могут вылиться в невероятные затраты. Изменения, которые вносятся позже, являются более дорогими.
    Сначала готовят список требований к системе - детальный перечень того, что система будет делать для бизнеса и как ею управлять. Изучаются потребности постоянных пользователей (и других заинтересованных лиц), так как только они действительно знают, что им нужно и как это вписать в существующую деятельность.
    Список включает в себя данные которые предназначены для ввода, основные результаты и отчеты, количество пользователей, размеры информации, связи с другими существующими системами и т.д. и должен быть достаточно подробным для того, чтобы можно было послать запрос поставщикам аппаратуры и программного обеспечения.
    На этой стадии мы не должны,. просто компьютеризировать существующие способы работы. Проект информационных технологий - это хорошая возможность еще раз подумать, как лучше сделать информационную систему.
    Следующая стадия состоит в том, чтобы посмотреть на требования к аппаратуре и программному обеспечению. Проконсультироваться с потенциальными поставщиками, просмотреть другие деловые решения и посоветоваться со знающими консультантами. Некоторые трудные решения должны подвергнуться тщательной оценке. Следует ответить, например, на такие вопросы: использовать ли уже готовый пакет прикладных программ либо заказать новое программное обеспечение. Ответы будут зависеть от степени риска, к которой Вы готовы, и от отличий Вашего бизнеса от других типичных фирм.
    Анализ затрат и прибыли - это финальный шаг перед окончательным решением. Затраты на прикладные программы и аппаратуру относительно невелики, особенно если Вы используете стандартный пакет. Большими затратами являются время, на установку системы и время на поддержку ее работы
  3. Построение и тестирование
    Одним из самых недооцененных шагов в установке любой системы является ввод всех данных в систему до ее запуска.
    Персонал должен убедиться, что с системой легко работать. Ничто не убивает энтузиазм по отношению к новой системе быстрее, чем серия технических проблем.
  4. Управление проектом и оценка риска
    Если только проект не совсем тривиален, то необходимо существование менеджера проекта, у которого есть достаточно времени, чтобы работать с проектом и иметь дело.c,массой проблем, которые могут возникнуть. Проект не завершен до тех пор, пока менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что система работает надежно и приносит прибыль.
    Важная часть его роли состоит в том, чтобы постоянно осознавать риск проекта. Риски должны обсуждаться открыто, несмотря на соблазн спрятать голову в песок и надеяться, что все обойдется. Риск можно спланировать: приняв альтернативные решения, приготовившись к крайним действиям и т.д. Примером послужит выбор программного обеспечения, при котором различные решения могут быть рискованны в различной степени. Более нет места для подробного обсуждения, но использование следующего перечня вопросов может помочь выделить некоторые пункты.
Ключевые вопросы и. проблемы, связанные с проектами информационных технологий:
Деловые аспекты
  1. Есть ли менеджер проекта с достаточным количеством времени?
  2. Согласован ли проект со всеми?
  3. Есть ли понимание того, что проект может осуществляться дольше предполагаемого времени?
  4. Вы готовы использовать больше ресурсов?
  5. Останутся ли основные цели теми же по окончании проекта?
  6. Достаточно.ли стабильны информационные системы для компьютеризации?
  7. Есть ли у пользователей время для тщательного изучения проекта?
  8. Вы уверены, что ни один из основных менеджеров не чувствует давления со стороны проектировщиков?
  9. Используете ли Вы информационные технологии?
Аспекты проекта
  1. Есть ли у команды точное общее видение целей проекта?
  2. Сфокусирована ли команда на деловых выгодах?
  3. Управляется ли проект по шагам?
  4. Если проект инновационный, то запланирован ли управляющий проектом?
  5. Достаточно ли технических навыков у команды для работы над проектом?
  6. Консультировались ли служащие с консультантами?
  7. Существуют ли подобные проекты в похожих фирмах?
  8. Все ли пользователи вовлечены в проект?
  9. Получили ли они необходимое обучение?
  10. Планируется ли ввод начальных данных?
  11. Ясны ли критерии принятия проекта?
  12. Планируются ли детальное тестирование и параллельные проверки?
  13. Хорошо ли знакомы те, кто будет управлять системой, с компьютерной литературой?
  14. Оценивались ли "жизненные затраты" системы?
Аспекты компьютерной системы
  1. Настолько ли система проста, насколько это возможно?
  2. Предпочли ли сотрудники,"бумажное" решение информационным технологиям?
  3. Надежны ли основные поставщики?
  4. Проверена ли аппаратура/программа использованием во многих фирмах?
  5. Легко ли повышается уровень сложности аппаратуры, если это необходимо?
  6. Гибкое ли программное обеспечение для соответствия новым потребностям?
  7. Есть ли хорошая система защиты данных?
  8. Легкое ли в использовании программное обеспечение?
  9. Есть ли хорошие местные центры обслуживания оборудования и программ?
  10. Вы уверены во вводе хороших данных в систему?


Жизненный цикл информационных систем.
Взгляд разработчика на создание информационной системы

Сущность развития информационной системы во времени отражает такая категория, как "жизненный цикл". Как и любой изготовленный продукт, информационная система имеет свой цикл жизни от времени начала создания до момента прекращения эксплуатации.
Информационная система является особым продуктом. Организация не может без нее существовать. Мы можем говорить о прекращении эксплуатации данного поколения информационной системы, отдельных ее подсистем и элементов.
Жизненный цикл заканчивается, как правило, не в результате физического износа информационной системы, а в результате морального устаревания. Моральный износ, моральное устаревание - прекращение Удовлетворения требований к информационной системе. При этом возможные модификации информационной системы экономически невыгодны или невозможны, что влечет за собой необходимость разработки новой информационной системы. Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.
На смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф передал все свои функции телефону. Телекс передал большинство своих функций факсу и электронной почте и т.д.
При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от' нескольких месяцев до одного года.
Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры по ее модернизации. Такие неудачи с внедрением информационной' технологии, обычно связывают с несовершенством технических, средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии.
Жизненный цикл - период создания и использования информационных систем, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной информационной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из эксплуатации.
В жизненном цикле выделяют следующие стадии [1]:
  1. Предпроектное обследование
    Сбор материалов для проектирования:
    • формирование требований;
    • изучение объекта автоматизации;
    • выбор и разработка варианта концепции системы.
  2. Анализ материалов и разработка документации:
    • создание и утверждение технико-экономического обоснования;
    • разработка и, утверждение технического задания на проектирование информационной системы.
  3. Проектирование
    Предварительное проектирование:
    • выбор проектных решений по всем аспектам разработки информационной системы;
    • описание всех компонентов информационной системы;
    • оформление и утверждение технического проекта.
  4. Детальное проектирование:
    • выбор и разработка математических методов и алгоритмов программ;
    • корректировка структур баз данных;
    • создание документации на поставку и установку программных продуктов;
    • выбор комплекса технических средств информационной, системы;
    • создание документации на поставку и установку технических средств;
    • разработка технорабочего проекта информационной системы.
  5. Разработка информационной системы
    • получение и установка технических средств;
    • разработка, тестирование и доводка программ;
    • получение и установка программных средств;
    • разработка инструкций по эксплуатации программного обеспечения, технических средств, должностных инструкций для персонала.
  6. Ввод информационной системы в эксплуатацию
    • ввод в опытную эксплуатацию технических средств;
    • ввод в опытную эксплуатацию программных средств;
    • обучение и сертифицирование персонала;
    • проведение опытной эксплуатации всех компонентов и системы в целом;
    • сдача в эксплуатацию и подписание актов приемки-сдачи работ.
  7. Эксплуатация информационной системы
    • повседневная эксплуатация;
    • сопровождение программных, технических средств и всего проекта.
Жизненный цикл носит итеративный характер: реализованные этапы жизненного цикла, начиная с самих ранних, циклически повторяются в соответствии с новыми требованиями и изменениями внешних условий. На каждом этапе жизненного цикла формируется набор документов и технических решений, которые являются исходными для последующих решений.
Наибольшее распространение получили три модели жизненного цикла информационной системы:
Каскадная модель - переход на следующий этап после полного окончания работ по предыдущему этапу.
Поэтапная модель с промежуточным контролем - итерационная модель разработки информационной системы и информационных технологий с циклами обратных связей между этапами. Здесь межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость разработки по сравнению с каскадной моделью, но каждый из этапов растягивается на весь период разработки.
Спиральная модель - делается упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов, Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента информационной системы и информационной технологии. На нем уточняются цели: и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. Происходит последовательное углубление и конкретизация деталей проекта информационной системы, формируется его обоснованный вариант, который доводится до реализации.
При использовании спиральной модели:
  • происходит накопление и повторное использование проектных решений, средств проектирования, моделей и прототипов. информационной системы и информационной технологии;
  • осуществляется ориентация на развитие и модификацию системы и технологии в процессе их проектирования;
  • проводится анализ риска и издержек в процессе проектирования систем и технологий.


Особенности проектирования информационной технологии
Современная информационная технология реализуется в условиях спроектированной информационной системы.
Аспекты проектирования: технический (аппаратно-коммуникационный комплекс), программно-математический (модели и программы), методический (совокупность средств реализации, функций управления), организационный (описание документооборота и регламента действий аппарата управления), пооперационный (совокупность технологических, логических, арифметических действий, реализуемых в автоматическом режиме).


Роль заказчика в создании информационной системы

Роль заказчика в создании информационной системы трудно переоценить. Заказчиком он является на этапе разработки системы, а затем превращается в ее пользователя.
Одна из главных задач руководства организации заказчика и, разработчика - активное обучение будущих пользователей, повышение уровня их квалификации как пользователей, но прежде всего как постановщиков.
Пользователь должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения результатов, что поможет ему определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи, функции и квалифицированно сделать постановку задачи. Постановка задачи - описание задачи по определенным правилам, которое дает исчерпывающее представление о сущности, логике преобразования информации для получения результата.
Пользователь - специалист в своей области, он знает, чего он хочет. Но кроме профессиональных знаний в предметной области, пользователь должен иметь знания информационных технологий для правильной постановки задачи. Это справедливо как для разработки информационной системы, так и для использования готовых решений.
План постановки задачи заказчиком информационной системы
Организационно-экономическая сущность задачи (наименование, место решения, цель решения, потребители решения и способ его доставки, периодичность решения, источники информации, связь с другими задачами).
Описание входной информации (перечень исходной информации, формы представления, примеры документов, частота поступления информации, формы контроля информации и т.д.).
Описание выходной информации (перечень результативной информации, формы представления, периодичность и сроки представления, перечень пользователей результатной информации, перечень запросной информации, способы контроля результатной информации и т.д.).
Описание алгоритма решения задачи (описание способов формирования результатной информации, описание последовательности действий с переменной и условно-постоянной информацией и т.п.). Описание условно-постоянной информации (перечень классификаторов, справочников, таблиц, описание формы их представления, способов использования условно-постоянной информации и т.п.).


Использование типовых проектных решений

Одним из рациональных путей проектирования информационной системы и информационной технологии является использование типовых проектных решений, реализованных в стандартных проектах, в пакетах прикладных программ (ППП). Возможность такого подхода связана с наличием у любой организации общих и уникальных черт. Использование общности черт и задач позволяет привязать готовые решения (модели и программы) к условиям конкретного пользователя и его задачам. Например, большинство организаций решает типовые задачи в бухгалтерском учете, финансах, организации управленческого труда, автоматизации документооборота, создании информационно-справочных систем, управлении кадрами и т.п. В рамках таких задач использование типовых решений будет оправданным и эффективным. Особенно это касается малого бизнеса.
Бухгалтерский учет: Финансы без проблем, JC: Бухгалтерия, Парус, Инфо-Бухгалтер.
ИПС: Консультанта(закОнодательство, налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование).
Гарант (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование).
Финансы, бизнес-планирование: ИНЕК ("Микропитомник", "Экономический анализ и прогноз деятельности фирмы, организации").
"Инфософт" ("финансовый анализ предприятия").
Для создания информационной системы рекомендуются в максимальной степени стандартные пакеты программ автоматизации бизнеса:
  • информационные технологии "клиент - сервер" в корпоративном документообороте и деловых операциях;
  • управление, электронными документами;
  • проектирование, моделирование и анализ сложных информационных систем;
  • финансово-экономический анализ деятельности;
  • разработка систем поддержки принятия решений.
Можно выделить пять типовых уровней решений, предлагаемых на рынке компьютерных технологий.
  1. Приобретение отдельных модулей программно-аппаратных средств в уже сформированных каналах распространения компьютерной техники и самостоятельное построение конфигурации необходимой информационной системы.
  2. Обращение к предприятиям - системным интеграторам, добавляющим стоимость решений за предоставление квалифицированных услуг. Приобретение отдельных модулей программно-аппаратных средств и самостоятельное построение информационной системы необходимой конфигурации.
  3. Обращение к консалтинговым компаниям, которые при создании больших комплексных проектов, осуществляемых несколькими исполнителями - системными интеграторами, консультируют выполнение законченного проекта, приобретение и освоение программно-аппаратных средств и построение информационной системы необходимой конфигурации. Ответственность за проект несет предприятие - системный интегратор.
  4. Предприятие - системный интегратор не только создает систему, но и сопровождает в течение согласованного времени эксплуатацию системы.
  5. Выполнение проектов системы и услуг по обслуживанию аппаратно-программных средств, дальнейшую модернизацию системы берет на себя специализированная организация. Возможно нахождение аппаратно-программных средств в собственности специализированной организации, при этом предприятие пользуется только информацией.
Требовании к разработчику информационной системы
Большое значение имеет уровень и качество обслуживания, предоставляемого разработчиком. Лучше всего, когда заказчик получает от поставщика весь спектр услуг:
  • постановка системы управления предприятием (обследование предприятия по вопросам постановки учета и документооборота, консалтинговые услуги и т.п.);
  • поставка и внедрение системы;
  • "пожизненное" сопровождение системы (гарантийное и послегарантийное обслуживание, проведение тематических семинаров как по проблемам методологии и организации учета, так и по вопросам использования информационной системы).
Выбор фирмы-разработчика. Основные критерии выбора (следующие критерии предложила Е.В. Дворникова):
  • время работы на рынке финансово-экономического программного обеспечения;
  • лицензионная чистота программного продукта (в том числе регистрация программного продукта в РосАПО);
  • лицензионная чистота средств разработки;
  • уровень реализованных проектов;
  • позиции фирмы в рейтингах.


Рынок информационных систем и тенденции его развития

Развитие рынка компьютерных систем, способных обеспечить эффективное управление организацией, связано с системами двух классов:
  • системы, ориентированные на автоматизацию отдельных функций управления;
  • интегрированные системы управления.
а рынке представлены как российские, так и зарубежные системы различного назначения. Если говорить о реальном секторе экономики, то для него на рынке имеются системы двух классов:
  • финансово-управленческие системы;
  • производственные системы.
Финансово-управленческие системы:
  • локальные;
  • малые интегрированные.
Назначение: ведение учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.), управление финансовыми потоками.
Свойства систем:
  • универсальность;
  • небольшой цикл внедрения;
  • имеются "коробочные" варианты;
  • гибкость в адаптации к нуждам конкретного предприятия;
  • способность работать на персональных компьютерах в обычных сетях передачи данных Novell Netware или Windows NT;
  • использование простых средств разработки (Clipper, FoxPro, dBase, Paradox)
  • снижение уровня эффективности при работе на сложных конфигурациях сети и при увеличении объемов обрабатываемых данных.
Производственные системы:
  • средние;
  • крупные интегрированные.
Назначение: управление и планирование производственного процесса. Учетные функции глубоко проработаны и выполняют вспомогательную роль.
Свойства систем:
  • более сложны в установке (цикл внедрения может занимать от 6 - 9 месяцев до полутора лет и более);
  • часто ориентированы на одну или несколько отраслей и/или типов производства;
  • различны для разных типов организации производственного процесса (единичное, серийное, массовое производство);
  • специализация отражается в наборе функций системы;
  • наличие встроенных бизнес-моделей производства;
  • производственные системы по многим параметрам значительно более жесткие, чем финансово-управленческие;
  • основными механизмами управления являются планирование и оптимальное управление производственным процессом;
  • охватывают планирование, закупки, производство, запасы, продажи, финансовые потоки и многие другие аспекты;
  • при увеличении сложности и широты охвата функций предприятия системой возрастают требования к технической инфраструктуре и компьютерной платформе;
  • разработаны с помощью промышленных баз данных;


Таблица 3.4.

Классификация рынка информационных систем

Локальные системы Малые интегрированные системы Средние интегрированные системы Крупные интегрированные системы
Представители групп
  • 1С;
  • БЭСТ;
  • "Инотек"
  • ИНФИН;
  • "Инфософт";
  • "Супер-Менеджер";
  • "Турбо-Бухгалтер";
  • "Инфо-Бухгалтер";
  • + более 100 систем.
  • Concorde XAL;
  • Exact NS-2000;
  • Platinum PRO/MIS;
  • Scala SunSystems;
  • БОСС-Корпорация;
  • Галактика/Парус
    • ресурс;
    • эталон;
  • JD Edwards (Robertson & Blums);
  • MFG-Pro (QAD/BMS);
  • SyteLine (СОКАП/SYMIX).
SAP/R3 (SAP AG)
  • Baan (Baan);
  • BPCS (ITS/SSA);
  • Oracle
    Applications
    (Oracle)


Отдельные вопросы построения информационных систем и технологий

Здесь мы рассмотрим некоторые технологии создания информационных систем, наиболее часто предлагаемые разработчиками. Знакомство с такими технологиями облегчит процесс понимания заказчиком предложений разработчика.
Автоматизированные системы проектирования
Усложнение информационных систем и расширение областей их применения, повышение требований к ним привели к тому, что даже большие, коллективы разработчиков не в состоянии за приемлемое время, в, условиях ограничений по ресурсам и с заданным качеством разработать информационную систему. В результате развития средств и методов создания информационных систем оформилось направление, связанное с автоматизацией проектирования информационной системы и информационной технологии. Это путь использования готовых решений, обеспечения заданного качества и ускорения работ при создании информационной системы и информационной технологии. (См.: Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997.)
Широкое распространение в этой области получил подход САSЕ (Computer Aided Software/Sуstеm Engineering - САSЕ-технология). CASE-технология совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения информационной системы, поддерживаемых комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. Это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий автоматизировать процесс исследования, проектирования и разработки информационной системы (анализ предметной области, спецификации проектов, выпуск документации, тестирование реализаций проектов, планирование и контроль разработок, моделирование и т.п.). Это индустриализация технологии создания информационной системы и информационной технологии, позволяющая отделить и автоматизировать процесс проектирования информационной системы от последующих этапов разработки. Использование САSЕ-технологий существенно изменяет технологию работ на этапах анализа, проектирования и модернизации информационной системы. В CASE-технологиях применяются специальные методы анализа, проектирования и моделирования.
CASE-технологии могут использоваться при создании информационной системы любых типов.
Достоинства САSЕ-технологий:
  • улучшают качество создаваемых информационных систем и информационной технологии за счет средств автоматического контроля;
  • позволяют за короткое время создать прототип будущей информационной системы, что дает возможность заранее оценить ожидаемый результат;
  • ускоряют процесс проектирования и разработки системы;
  • освобождают разработчиков от рутинной работы, позволяя сосредоточиться на творческой части разработки;
  • поддерживают развитие и сопровождение разработки информационной системы;
  • поддерживают технологии повторного использования компонентов разработки.
Применяемые в САSЕ-технологиях методы успешно используются при создании моделей систем для решения задач стратегического управления, планирования, прогнозирования и т.п. Это направление получило название "анализ".
Модели бизнеса и информационные системы
Моделирование бизнеса -. описание бизнес-процессов организации некоторыми средствами, в том числе и формальными. Это означает описание финансовых, производственных, логистических и маркетинговых характеристик бизнес-затрат, доходов, прибыли, инвестиций, производственных мощностей, каналов снабжения и сбыта, процессов, функций, информационных потоков, организационных структур и т.п.
Такие модели строятся для разных целей и используются на различных уровнях управления.
Средства построения такого рода моделей варьируют в зависимости от видов моделей и пристрастий разработчика моделей:
  • язык описания IDEFO и его модификации позволяют описать связи функций друг с другом по входам/выходам, контролю и исполнению;
  • модели "сущность - связь" (ER-модели) позволяют описать параметры объектов и взаимозависимости между ними для проектирования структур баз данных;
  • потоковые модели (Data Flow Diagrams) предназначены для описания связи функциональной и информационной моделей - какие функции какими потоками данных управляют.
Стандарты управления: использование при создании и эксплуатации информационной системы организации
Любая организация, занятая производством, выполняет функцию производства (производство, сборка, обработка и хранение материалов, хранение и обслуживание инструментов, контроль качества) (см. также модуль "Управление производством и операциями").
Для осуществления производства выполняются следующие действия в рамках управления: планирование деятельности предприятия (финансовые учет и планирование, контроль и обеспечение принятия решений), техническое проектирование (создание концепции продукта, технический анализ, разработка продукта, спецификация, планирование процесса), производственные планирование и контроль (материальное обеспечение, планирование производства, управление производством, производственный учет).
Эти функции интегрируются с помощью обмена информацией. Существует рынок информационных технологий для каждой функции. Вопрос рационального соотношения этих функций является одним из важнейших, и для этого в мире уже очень давно используют стандарты рекомендаций по управлению производством. Наличие этих производственных стандартов приводит к предсказуемым результатам во всех внутренних и внешних операциях. Разумеется, что эти стандарты рекомендаций по управлению производством должны быть учтены при создании информационной системы организации. Это и происходит в случае выбора некоторого готового решения известной фирмы-разработчика.
Стандарты рекомендаций - описание наиболее общих правил, по которым должны производиться планирование и контроль различных стадий производственного процесса: потребностей в сырье, закупок, загрузки мощностей, распределения ресурсов и проч.
В табл. 3.5 указаны существующие стандарты с 1970-х годов.
CALS-технологии
Под этими технологиями понимается система непрерывного информационного сопровождения всего жизненного цикла производства продукции (процессов разработки, производства, сбыта, эксплуатации, сервисного обслуживания и утилизации производимой продукции)-от качества сырья до мониторинга рынка, включая аспекты производства.
До недавнего времени CALS-технологии были известны как технологии поддержки менеджмента сбыта продукции военного назначения.


Таблица 3.5.

Стандарты рекомендаций по управлению производством

Название стандарта Область распространения Ориентация Степень распространения
MRP (Material Requirements Planning) Планирование материалов для произодства Ориентация навнутреннюю организацию предприятия Не используется
MRP-II (Manufacturing Resource Planning) Планирование всех производственных ресурсов предприятия (сырья, материалов, оборудования и т.д.) Ориентация на внутреннюю организацию предприятия Используется
ERP (Enterprise Resource Planning) Объединение всех ресурсов предприятия, к MRP-II добавилось управление заказами, финансами и т. д. Ориентация на внутреннюю организацию предприятия Используются все производственные системы
CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) Обладает всеми свойствами ERP, а также охватывает и взаимодействие с клиентами: оформление наряд-заказа, техзадания, поддержка заказчика на местах и пр. Полный цикл от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика до гарантийного и свервисногообслуживания после продажи Начало распространения


Опыт высокотехнологичных фирм показывает, что применение. CALS-технологий дает сокращение времени проектирования при разработке нового изделия примерно на 50%, сокращение ошибок при передаче данных - на 98%, повышение показателей качества - на 80%. В конечном итоге это приводит к снижению себестоимости продукции и повышению ее конкурентоспособности.
Данная концепция возникла в 70-е годы при попытке создать единое информационное пространство для обмена данными между заказчиком, производителем и потребителем вооружений и военной техники в оборонном комплексе США. Дословно CALS (Computer Aided Logistic Support) - компьютерная поддержка поставок. Эта концепция базировалась на понятии жизненного цикла вооружений и военной техники и охватывала в основном их производство и эксплуатацию.
В настоящий момент эта концепция получила распространение в различных отраслях экономики и рассматривается более широко: Continuous Acquisition and Life cycle Support - непрерывная информационная поддержка всего жизненного цикла продукта, от маркетинга до утилизации.
Основная идея CALS состоит в совместном использовании информации заинтересованными сторонами на всех стадиях жизненного цикла продукта. Для обеспечения этого создаются единые информационные модели продукта, жизненного цикла продукта, бизнес-процессов на всех этапах жизненного цикла, производственной и эксплуатационной среды, стандартизируются способы доступа к информации, ее интерпретации, разрабатываются методы защиты информации и определяются юридические вопросы ее совместного использования. Это позволяет обеспечить эффективную информационную кооперацию всех участников жизненного цикла продукта, решать задачи анализа эффективности бизнес-процессов, повышения качества продукции, стандартизации, преобразования в электронную форму и обмена конструкторской документацией, электронных расчетов потребности в материалах; создания справочников по эксплуатации и т.п.
Internet - Intranet
Internet можно определить как сеть сетей, или как глобальную информационную систему. Технология создания информационных систем на основе подхода Internet - Intranet заключается в следующем. Общие принципы, положенные в основу построения Intenet, используются при построении внутренних корпоративных информационных сетей. При этом достигается независимость этих . сетей от используемых программно-аппаратных средств и возможность их развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие друзья!

Если наш блог оказался для Вас интересным поделитесь им со своими друзьями в любимых социальных сетях.