Части в сети можно найти статьи о так называемой "адаптивности информационных систем". О чем же идет речь в этих статьях и почему именно эта адаптивность играет такую большую роль? Я предлагаю в этом материале разобраться с поставленными вопросами. И начнем с определения этого понятия.
Адаптивность ИС - способность информационной системы к изменениям в процессе изменения процессов, которые она описывает. |
Так как оборудование и технологии на предприятиях в процессе технического прогресса постоянно изменяются, то и система требует определенных изменений. Но часто из-за особенностей проектирования программного обеспечения информационных систем, оно теряет гибкость и написанная единожды остается таковой навечно. И для того, чтобы внести изменения в существующую систему, необходимо заново обращаться к её разработчикам. Естественно, это не только огорчает заказчика, но и ставит его в неловкое положение.
К тому же, если программа выходит на свободный рынок, у приобретших ее людей и компаний вообще нет возможности обратиться к разработчику для внесения изменений, потому как большинство таких программ поставляются "Как есть (As Is)". Поэтому на рынке ПО так высоко и ценится гибкость приобретаемого программного продукта, то есть его адаптивность. А в отношении информационной системы - это вообще критический аспект, так как в случае существенного изменения бизнес - процессов, производство или оказание услуг может попросту встать. А это и убытки и репутация и много другое... что обычно деловым людям терять совсем не хочется.
Как обеспечить адаптивность информационных систем?
Адаптивность, а если говорить проще, гибкость информационных систем может быть обеспечена за счет настроек, которые применены к программному обеспечению такого рода. Желательно, все, что в будущем может быть изменено реализовывать через различные настройки приложения. Например, это могут быть такие показатели как норма загрузки транспортного средства в процентах для автоматизированных систем управления транспортными предприятиями или удельные нормы расхода материалов на готовую продукцию для систем управления технологическими процессами.
Но это то, что касается настроек учета бизнес-процессов. А для изменения самих процессов, которые могут происходить на предприятии, таких как например, изменения технологии производства или учета остатков на складах, непосредственно влияющие на модель учета, необходимо создавать логические настойки. Такие настройки определяют не параметры процессов, а логику происходящего на предприятии. В качестве примера таких настроек можно привести настройки порядка технологических процессов. Например, дополнительной обработки продукции, если после ее изготовления требуется производство таких обработок.
Предположим, что после изготовления продукции к ней могут быть применены обработки А, Б и В. Если Вы заложете в системе эту последовательность в том порядке, в котором она шла изначально, Вы лишите это предприятие возможности поменять производственный процесс без внесения существенных изменений в структуру информационной системы. То есть, чтобы изменить этот порядок, должен вмешаться разработчик и поменять его. А ведь, согласитесь, было бы неплохо, чтобы такой порядок мог определяться настройками самой системы.
Здесь также следует отметить, что большинство систем, написанных "под заказ", страдают именно этим недостатком. И более того, иногда разработчики сознательно идут на это, чтобы к ним обратились за изменениями системы в случае изменения технологического процесса. У программного обеспечения для учета бизнес-процессов, свободно обращающихся на рынке адаптивность более широкая, но они меньше могут учесть какие-то специфические моменты организации ведения дела на конкретном предприятии. Поэтому при анализе адаптивности информационной системы важно соблюсти это хрупкое равновесие между универсальностью системы и ее специфическим характером.
>> Здесь также следует отметить, что большинство систем, написанных "под заказ", страдают именно этим
ОтветитьУдалить>> недостатком. И более того, иногда разработчики сознательно идут на это, чтобы к ним обратились за
>> изменениями системы в случае изменения технологического процесса.
Это все недостатки проектирования таких систем. Пишут на коленке, лишь бы впарить - о заказчике вообще никто не думает. Еще потом деньги за сопровождение просят. Бракоделы
Но это ведь вопрос качества анализа исполнителя требуемых работ и, как следствие, содержания договора о разработке информационной системы. В договоре же можно прописать любые, устраивающие обе стороны, вопросы
Удалить