Чем отличается диспетчерское управление и управление посредством АСУ ТП?
АСУ ТП и диспетчерские системы
Довольно часто на предприятиях, где происходит внедрение автоматизированной системы управления, она сталкивается с другими уже установленными системами и, в частности, системами диспетчерского управления. Дело в том, что функции обеих этих информационных систем управления довольно схожи и зачастую при автоматизации производств можно столкнуться с картиной, когда функции одной из этих систем (асу тп или диспетчерской) накладываются на функциональность другой, а в редких случаях и дублируют их. Естесственно, что такая картина не устраивает многих руководителей предприятий, где происходит внедрение информационных систем. Но однозначно дать ответ на вопрос: "Где заканчивается сфера действия АСУ ТП и начинается сфера диспетчерской системы?" достаточно сложно. В этом материале мы попытаемся все-таки провести разгранничительную линию между двумя видами этих информационных систем.
Диспетчерская система - система оперативного управления, которой необходимо в оперативном порядке принимать сигналы с производства и реагировать на них. В литературе, посвященной автоматизированным информационным системам управления, можно встретить несколько определений диспетчерской системы управления:
ЦИТАТЫ
А задачи, возлагаемые на автоматизированные системы управления (асу тп), носят несколько иной характер. В отличие от систем диспетчерского управления, информационные системы более высокого порядка не призваны в первую очередь именно оперативно отображать все изменения, происходящие на производстве (хотя и с этим успешно справляются). Их задача - показать картину на производстве в более широком аспекте, а именно : тенденции и тренды, потери, слабые места структурной организации производства, взаимоотношения с поставщиками и потребителями, аспекты, относящиеся непосредственно к контроллируемым технологическим процессам на производстве внутри предпрития и многие другие моменты. Автоматизированная информационная система управлением предприятием или организацией стоит, как бы, немного выше систем диспетчерского управления и "видит" немного больше ее.
Автоматические и автоматизированные системы управления и оперативного контроля необходимы на каждом предприятии и в каждой организации, так как позволяют сократить издержки, повысить эффективность производства и, как следствие увеличить получаемую прибыль предприятия. В научной литературе, посвященной типологии информационных систем, автоматические системы управления (асу) также имеют несколько определений.
ЦИТАТЫ (измененные)
В заключении этой небольшой заметки можно сказать одно. Предприятие - это довольно сложная, многогранная структура и имеет несколько уровней управления, оперативное, тактическое и стратегическое. И каждый из этих уровней должен иметь достаточное информационное обеспечение для принятия верных и даже безошибочных решений. Поэтому при проектировании информационной модели предприятия, необходимо это учитывать. На предприятии должна быть как система диспетчерского управления (для оперативного контроля), так и автоматизированная система управления технологическими процессами для для тактического и стратегического управления.
Практический пример
Если рассматривать отдельно взятую систему управления, в нашем случае для этой цели подходит нативное приложение БД "Prizma", то мы увидим, что автоматизированная система управления должна не только обеспечивать прозрачность всех данных на любом уровне внутри системы, но и готовить как структуру самого предприятия (и представлять его в графическом виде), так и аналитические данные по работе его подразделений (в оригинальной терминологии БД "Prizma" - "Рабочие центры"). Вы можете видеть, что подразделения предприятия внутри автоматизированной системы управления "Prizma" достаточно хорошо струтурированы, имеют иерархический вид и древовидную структуру. Для более гибкой настройки системы каждому структурному подразделению (рабочему центру) могут быть назначены и тип РЦ и его группа. Также каждое подразделение в рамках информационной системы управления имеет свой уникальный набор характеристик, а графически может выделяться отдельным цветом. Но об этом мы поговорим уже на конкретном занятии по настройке рабочих центров (подразделений) в автоматизированной системе "Prizma".
Вывод: Автоматизированная система может включать в себя элементы оперативного управления по структуре (Запрос - Анализ - Оповещение), свойственные системам диспетчерского управления, но не может исчерпываться этим, а диспетчерская система наоборот - должна включать в себя только структуры оперативного управления и исчерпываться этим. Системы диспетчерского управления гораздо более узкие и ограниченные системы по сравнению с информационными системами управления более высокого уровня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие друзья!
Если наш блог оказался для Вас интересным поделитесь им со своими друзьями в любимых социальных сетях.