Хозяйственные
связи предприятий в современном мире становятся довольно сложными, и
треюбуют от руководителей полного понимания происходящего. И обеспечить
это способна полноценная автоматизированная система управления, которая
имеется не на каждом предприятии и организации. Многие даже не имеют
представления о том, какие процессы и как протекают на их предприятиии.
На фоне этого, необходимость построения информационной модели очевидна.
Она дает ряд преимуществ и закладывает основу дальнейшей автоматизации
предприятия. Становится видно из каких компонентов состоит структура
организации, как движутся материалы и что с ними происходит до того
момента как они станут продукцией и будут отгружены заказчику. Многие
задаются вопросом : "Как сделать информационную модель предприятия
самостоятельно?" и не могут найти на него ответ, так как научные
публикации слишком "тяжелы", а заказывать такую работу специалистам по
автоматизации учета на предприятии довольно дорого. И поэтому может уйти
достаточно много времени и сил пока руководитель предприятия или
организации малого бизнеса получит хоть какой - нибудь вменяемый
результат. И совсем не факт, что этот результат будет соответствовать
хоть каким-то ожиданиям. А постройка полнофункциональной
автоматизированной системы управления прелприяттием включает в себя не
только построение информационной модели предприятия или организации, но и
множество других мероприятий, обеспечивающих работу соответствующего
программного обеспечения.
Так какже поступить
руководителю предприятия, который хочет построить информационную модель
собственной организации? На самом деле, крайне мало людей, которые
решаются на самостоятельное построение информационной модели. Обычно это
доверяют специалистам по созданию автоматизированных систем управления
технологическими процессами (асу тп) или... пользуются
специализированным программным обеспечением для построения
информационной модели. Такой функционал присутствует во многих системах,
автоматизирующих учет на предприятиях и в организациях, но также
существуют решения, которые позволяют упорядочить информационную
структуру предприятия.
Сегодня мы поговорим о таком
аспекте информационной модели как «Структура предприятия». Почему именно
структура предриятия является основополагающим моментом не только при
разработке автоматизированных систем уравления предприятием (асу тп),
но и при создании информационной модели? На мой скромный взгляд потому,
что именно то, как внутренне устроена сама организация и ее
подразделения (рабочие центры) определяет не только характер
взаимодействия между ними, но и характер самой производственной
деятельности.
Давайте рассмотрим это на примере
вымышленного предприятия по сборке шариковых ручек. Предположим, что у
этого предприятия есть 2 цеха сборки, которые подчинены управлению
производством, а оно, в свою очередь подчинено центральному управлению,
под которым также есть вспомогательные отделы (бухгалтерия, отдел кадров
и прочее). Таким образом при построении информационной модели
предприятия нам необходимо учитывать не только сами рабочие центры
(подразделения), но и связи их взаимной подчиненности, а также тип и еще
некоторые аспекты. Если представить взаимоотношения между
подразделениями в виде древовидной иерархии (а такой тип представления
часто используется в автоматизированных системах управления
организацией), то выглядеть это может приблизительно так:
* Центральное управление
* Бухгалтерия
* Отдел кадров
* Отдел маркетинга
* Отдел планирования
* Управление производством
* Цех I
* Линия сборки I
* Линия сборки II
* Цех II
* Линия сборки
Таким
образом мы можем видеть практически то, что и было бы отражено при
построении автоматизированной системы управления, даже при построении
информационной модели организации. Что же нам даст производственная
структура предприятия в разрезе построения информационной модели, кроме
четкого ее понимания? Теперь, зная, какие структурные единицы входят в
организационную структуру предприятия, мы можем связать этот контур
(организационный) с другим — управленческим через связь с персоналом
предприятия. Здесь при определении связей между уровнями мы будем
пользоваться должностным списком организации и управленческая структура
предприятия может иметь вид:
* Директор (ЦУ)
* Зам. Директора (ЦУ)
* Директор по производству (УП)
* Начальник цеха I (Ц1)
* Мастер смены (Ц1)
* Старший линии (Линия)
* Начальник цеха II (Ц2)
* Мастер смены (Ц2)
* Старший линии (линия)
Как
Вы видите, структура управления предприятием и организационная
структура расходятся. И как раз одна из задач при построении
информационной модели предприятия или организации и состоит в сведении
различных структур. Но не стоит забывать о том, что информационная
модель состоит не только из управленческой, организационной и прочих
контуров, но и из множество других, не менее значимых аспектов.
И
чтобы Вы не создавали — полноценную систему автоматизированного
управления предприятием или лишь его информационную модель, которая
будет положена в ее основу, необходимо помнить о том, что основная
задача — это объективное отображение технологических процессов,
происходящих в организации или на предприятии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие друзья!
Если наш блог оказался для Вас интересным поделитесь им со своими друзьями в любимых социальных сетях.