Методологическую
основу проектирования информационных систем составляет системный
подход, в соответствии с которым любая система представляет собой
совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих
совместно для достижения общей цели. Для системы характерно изменение
состояний объектов во времени, которое происходит в результате
взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой. В
связи с этим для системы необходимо соблюдение следующих принципов:
·
целостности системы (эмерджентности – внутренней динамичности) на
основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов
рассматривается с позиции функционирования всей системы;
·
гомеостазиса (homeostasis) – способности системы сохранять равновесие,
т. е. обеспечивать устойчивое функционирование,
благодаря саморегулируемому приспособлению к окружающей среде;
благодаря саморегулируемому приспособлению к окружающей среде;
·
адаптивности – способности системы адаптироваться к меняющимся
условиям внешней и внутренней среды с помощью различных
приспособительных механизмов, посредством воздействия на ее элементы;
· обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.
Процесс
управления предприятием с позиции кибернетики представляет собой
информационный процесс, который связывает внешнюю среду, объект
управления и систему управления (рис. 5.2). Внешняя среда и объект
управления информируют систему управления о своем состоянии. Система
управления анализирует информацию и вырабатывает управляющее
воздействие на объект управления, в случае необходимости модифицируя
цель и структуру всей системы.
Информационная система
управления представляет собой совокупность организационных,
технических, программных и информационных средств, объединенных в единую
систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации,
предназначенной для выполнения функций управления. Информационная
система накапливает и перерабатывает поступающую нормативную, плановую и
учетную информацию в аналитическую информацию, которая служит основой
для прогнозирования развития системы управления, корректировки целей и
планирования нового цикла воспроизводства. К обработке информации в
информационной системе предъявляются следующие требования:
· полнота и достаточность информации;
· своевременность представления информации;
· достоверность информации;
· экономичность обработки информации;
· адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.
Классификация
информационных систем управления способствует выявлению наиболее
характерных черт, присущих информационным системам. Классификация
проводится по определенным признакам.
1. По характеру представления и логической организации хранимой информации:
– фактографические информационные системы;
– документальные информационные системы;
– геоинформационные информационные системы.
Фактографические
информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества
экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов
(информационных объектов), которые отражают сведения по какому-либо
факту, событию и пр., отделенному от других сведений. Структура каждого
типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов,
отражающих основные аспекты и характеристики сведений для объектов
данной предметной области. При комплектовании информационной базы
обязательно используется структуризация, которая осуществляется через
определение экземпляров информационных объектов определенного типа,
информация о которых имеется в документе, и заполнение их реквизитов.
В
документальных информационных системах единичным элементом информации
является документ и информация на вводе (входной документ). При
создании информационной базы процесс структуризации не производится или
производится в ограниченном виде.
В
геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных
информационных объектов, привязанных к общей электронной топографической
основе (электронной карте). Такие системы применяются для
информационного обеспечения предметных областей, структур
информационных объектов и процессов, в которых имеется
пространственно-географический компонент (маршруты транспорта,
коммунальное хозяйство и пр.).
2. По выполняемым функциям и решаемым задачам:
· справочные информационные системы, которые предоставляют
пользователям получать определенные классы объектов (телефоны, адреса,
литературу и пр.) – электронные справочники, картотеки, программные или
аппаратные электронные записные книжки и т. д.;
· информационно-поисковые информационные системы, которые дают
пользователям возможность поиска и получения сведений по различным
поисковым образам на неком информационном пространстве;
· расчетные информационные системы, которые производят
обработку информации по определенным расчетным алгоритмам, например
вычисление определенных статистических характеристик;
· технологические информационные системы, функции таких систем
заключаются в автоматизации всего технологического цикла или отдельных
его компонент производственной или организационной структуры, например,
автоматизированные системы управления, системы автоматизации
документооборота и пр.
3. По масштабу и интеграции компонент:
· локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) –
программно-технический комплекс, предназначен для реализации
управленческих функций на отдельном рабочем месте; информационно и
функционально не связан с другими информационными системами;
· комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления;
· компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе,
обеспечивающая интеграцию функций управления в масштабе предприятия
или группы бизнес-единиц;
· корпоративная информационная система (КИС), обеспечивающая
полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным
предприятием.
4. По характеру обработки информации на различных уровнях управления предприятием:
· системы обработки данных (EDP – Electronic data processing);
· информационные системы управления (MIS – Management Information System);
· системы поддержки принятия решений (DSS – Decision Support System).
Системы
обработки данных предназначены для учета и оперативного регулирования
хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней
среды (отчетов, накладных, платежных поручений). Оперативное управление
хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней и
реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и
мониторинг выполнения заказов, приход и регистрацию материальных
ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т. д. Эти
задачи имеют итеративный регулярный характер, выполняются
непосредственно исполнителями хозяйственных процессов и связаны с
оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко
определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций
через экранные формы вводятся в базу данных. Формы входных и выходных
документов, схемы документооборота жестко регламентированы.
К
системам оперативной обработки данных относятся информационные системы
учета и регистрации первичной информации (бухгалтерские, складские,
системы учета готовой продукции и т. д.), в которых выполняется сбор и
регистрация больших объемов первичной информации, и используются
простые алгоритмы расчетов и запросов к базе данных, структура которой
стабильна в течение длительного времени. В таких системах большое
значение имеет защита баз данных от несанкционированного доступа,
аппаратных и программных сбоев в работе. Для повышения эффективности
функционирования используются компьютерные сети с архитектурой
«клиент-сервер».
Информационные
системы управления ориентированы на тактический уровень управления:
среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение
нескольких месяцев (недель), например, анализ и планирование поставок,
сбыта, составление производственных программ. Решение подобных задач
предназначено для руководителей верхнего звена различных служб (отдел
снабжения и сбыта, плановый отдел и пр.). Для данного класса задач
характерны периодическая повторяемость формирования результатных
документов и четко определенный алгоритм решения. Задачи решаются на
основе накопленной базы оперативных данных.
Системы
поддержки принятия решений используются на верхнем уровне управления и
предназначены для решения задач по формированию стратегических целей,
задач планирования, задач привлечения ресурсов и источников
финансирования и пр. Задачи ориентированы на реализацию сложных
бизнес-процессов, требующих аналитической обработки информации и имеют,
как правило, нерегулярный характер. Анализ информации имеет
определенную целевую ориентацию, например финансовый анализ
предприятия. Для задач высшего менеджмента свойственно: недостаточность
информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных
оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритма
решения.
5. По признаку структурированности задач:
· структурированные (формализуемые) задачи, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними;
· неструктурированные (неформализуемые) задачи – задачи, в которых невозможно выделить элементы и установить между ними связи;
· частично структурированные задачи.
При
создании информационных систем возникают проблемы, связанные с
формальным математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От
степени формализации зависит эффективность работы системы и уровень
автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии
решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое
описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и
тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и
определяет степень автоматизации задачи.
В
структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме
математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи
обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер.
Целью использования информационной системы для решения структурированных
задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли
человека к нулю.
Решение
неструктурированных задач из-за невозможности создания математического
описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями.
Возможности использования здесь информационной системы невелики.
Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических
соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из
разных источников.
Задачи, в
которых известна часть элементов и связей между ними, называются
частично структурированными. Информация, получаемая в информационной
системе, анализируется человеком, который играет определяющую роль в
принятии решения. Информационные системы, используемые для решения
частично структурированных задач, подразделяются на два вида:
·
информационные системы, создающие управленческие отчеты и
ориентированные главным образом на обработку данных (поиск,
сортировку, агрегирование, фильтрацию);
· информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений (модельные или экспертные).
Информационные
системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную
поддержку пользователя, т. е. предоставляют доступ к информации в базе
данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в
информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:
· определенные комбинации данных, получаемых из различных источников;
· быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;
· управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;
· логическую зависимость данных одного типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;
· автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
Модельные
информационные системы предоставляют пользователю математические,
статистические, финансовые и другие модели, использование которых
облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может
получить недостающую ему для принятия решения информацию путем
установления диалога с моделью в процессе ее исследования. Основные
функции модельной информационной системы:
· возможность работы в среде типовых математических моделей,
· достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов;
· оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
· возможность графического отображения динамики модели;
· возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Экспертные
информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных
альтернатив пользователем и связанны с обработкой знаний. Экспертная
поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции
типовых управленческих решений, в соответствии с которой часто
возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к
некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной
поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и
анализа типовых альтернатив. Если возникшая проблемная ситуация не
согласуется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу
вступает второй уровень, который генерирует альтернативы на базе
имеющихся данных, правил преобразования и процедур оценки альтернатив.
6. По функциональному признаку, который определяет назначение подсистемы, ее основные цели, задачи и функции:
· производственные системы, связанные с выпуском продукции и
направленные на создание и внедрение в производство научно-технических
новшеств;
· системы маркетинга, направленные на анализ рынка
производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж,
организацию рекламной кампании по продвижению продукции и рациональную
организацию материально-технического снабжения;
· финансовые и учетные системы, направленные на организацию
контроля и анализа финансовых ресурсов на основе бухгалтерской,
статистической и оперативной информации;
· системы кадров по подбору и расстановке специалистов и
ведению служебной документации по различным аспектам предназначены для
реализации функций оперативного планирования и учета личного
состава;
состава;
· системы управления вспомогательным производством
предназначены для автоматизации оперативного управления
инструментальным производством, ремонтным и транспортным хозяйством и
энергетическим обеспечением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие друзья!
Если наш блог оказался для Вас интересным поделитесь им со своими друзьями в любимых социальных сетях.