Не нашли материал? Воспользуйтесь поиском!

Например Программа автоматизации предприятия или Информационные системы для атп

Классификация (виды) информационных систем управления

Методологическую основу проектирования информационных систем составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элемен­тов), функционирующих совместно для достижения общей цели. Для системы характерно изменение состояний объектов во времени, которое происходит в результате взаимодействия объектов в различных процес­сах и с внешней средой. В связи с этим для системы необходимо со­блюдение следующих принципов:

· целостности системы (эмерджентности – внутренней динамично­сти) на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы;
· гомеостазиса (homeostasis) – способности системы сохранять равно­весие, т. е. обеспечивать устойчивое функционирование,
благо­даря саморегулируемому приспособлению к окружающей среде;
· адаптивности – способности системы адаптироваться к меняю­щимся условиям внешней и внутренней среды с помощью различных приспособительных механизмов, посредством воздействия на ее эле­менты;
· обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.

Процесс управления предприятием с позиции кибернетики представ­ляет собой информационный процесс, который связывает внешнюю среду, объект управления и систему управления (рис. 5.2). Внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии. Система управления анализирует информацию и вырабаты­вает управляющее воздействие на объект управления, в случае необхо­димости модифицируя цель и структуру всей системы.


Информационная система управления представляет собой совокуп­ность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, об­работки и выдачи информации, предназначенной для выполнения функций управления. Информационная система накапливает и перера­батывает поступающую нормативную, плановую и учетную информа­цию в аналитическую информацию, которая служит основой для прогно­зирования развития системы управления, корректировки целей и плани­рования нового цикла воспроизводства. К обработке информации в ин­формационной системе предъявляются следующие требования: 

· полнота и достаточность информации;
· своевременность представления информации;
· достоверность информации;
· экономичность обработки информации;
· адаптивность к изменяющимся информационным потребностям поль­зователей.
Классификация информационных систем управления способствует выявлению наиболее характерных черт, присущих информационным системам. Классификация проводится по определенным признакам.

1. По характеру представления и логической организации хранимой информации:

– фактографические информационные системы;
– документальные информационные системы;
– геоинформационные информационные системы.

Фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов), которые отражают сведения по какому-либо факту, событию и пр., отделенному от других сведений. Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характе­ристики сведений для объектов данной предметной области. При ком­плектовании информационной базы обязательно используется структу­ризация, которая осуществляется через определение экземпляров ин­формационных объектов определенного типа, информация о которых имеется в документе, и заполнение их реквизитов.

В документальных информационных системах единичным элементом информации является документ и информация на вводе (входной доку­мент). При создании информационной базы процесс структуризации не производится или производится в ограниченном виде. 

В геоинформационных системах данные организованы в виде от­дельных информационных объектов, привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Такие системы применя­ются для информационного обеспечения предметных областей, струк­тур информационных объектов и процессов, в которых имеется простран­ственно-географический компонент (маршруты транспорта, коммуналь­ное хозяйство и пр.).

2. По выполняемым функциям и решаемым задачам: 

· справочные информационные системы, которые предоставляют поль­зователям получать определенные классы объектов (телефоны, адреса, литературу и пр.) – электронные справочники, картотеки, про­граммные или аппаратные электронные записные книжки и т. д.;
· информационно-поисковые информационные системы, которые дают пользователям возможность поиска и получения сведений по раз­личным поисковым образам на неком информационном пространстве;
· расчетные информационные системы, которые производят обра­ботку информации по определенным расчетным алгоритмам, например вычисление определенных статистических характеристик;
· технологические информационные системы, функции таких систем заключаются в автоматизации всего технологического цикла или от­дельных его компонент производственной или организационной струк­туры, например, автоматизированные системы управления, системы ав­томатизации документооборота и пр.

3. По масштабу и интеграции компонент:

· локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) – про­граммно-технический комплекс, предназначен для реализации управ­ленческих функций на отдельном рабочем месте; информационно и функционально не связан с другими информационными системами;
· комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реали­зующих в полном объеме функции управления;
· компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечи­вающая интеграцию функций управления в масштабе предпри­ятия или группы бизнес-единиц;
· корпоративная информационная система (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.

4. По характеру обработки информации на различных уровнях управ­ления предприятием:

· системы обработки данных (EDP – Electronic data processing);
· информационные системы управления (MIS – Management Infor­mation System);
· системы поддержки принятия решений (DSS – Decision Support Sys­tem).

Системы обработки данных предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных доку­ментов для внешней среды (отчетов, накладных, платежных поручений). Оперативное управление хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней и реализует регистрацию и обработку собы­тий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и регистрацию материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т. д. Эти задачи имеют итеративный регулярный ха­рактер, выполняются непосредственно исполнителями хозяйственных процессов и связаны с оформлением и пересылкой документов в соот­ветствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу дан­ных. Формы входных и выходных документов, схемы документооборота жестко регламентированы.

К системам оперативной обработки данных относятся информацион­ные системы учета и регистрации первичной информации (бухгалтер­ские, складские, системы учета готовой продукции и т. д.), в которых вы­полняется сбор и регистрация больших объемов первичной информа­ции, и используются простые алгоритмы расчетов и запросов к базе данных, структура которой стабильна в течение длительного времени. В таких системах большое значение имеет защита баз данных от не­санк­ционированного доступа, аппаратных и программных сбоев в ра­боте. Для повышения эффективности функциони­рования используются ком­пьютерные сети с архитектурой «клиент-сер­вер».

Информационные системы управления ориентированы на тактиче­ский уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и орга­низацию работ в течение нескольких месяцев (недель), например, ана­лиз и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Решение подобных задач предназначено для руководителей верхнего звена различных служб (отдел снабжения и сбыта, плановый отдел и пр.). Для данного класса задач характерны периодическая по­вторяемость формирования результатных документов и четко опреде­ленный алгоритм решения. Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных. 

Системы поддержки принятия решений используются на верхнем уровне управления и предназначены для решения задач по формирова­нию стратегических целей, задач планирования, задач привлечения ре­сурсов и источников финансирования и пр. Задачи ориентированы на реали­зацию сложных бизнес-процессов, требующих аналитической об­работки информации и имеют, как правило, нерегулярный характер. Анализ информации имеет определенную целевую ориен­тацию, напри­мер финансовый анализ предприятия. Для задач высшего менеджмента свойственно: недостаточность информации, ее противоречивость и не­четкость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, сла­бая формализованность алгоритма решения. 

5. По признаку структурированности задач:

· структурированные (формализуемые) задачи, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними;
· неструктурированные (неформализуемые) задачи – задачи, в кото­рых невозможно выделить элементы и установить между ними связи;
· частично структурированные задачи. 

При создании информационных систем возникают проблемы, свя­занные с формальным математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации зависит эффективность ра­боты системы и уровень автоматизации, определяемый степенью уча­стия человека при принятии решения на основе получаемой информа­ции. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможно­сти компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия че­ловека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматиза­ции задачи. 

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной сис­темы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эв­ристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвен­ной информации из разных источников. 

Задачи, в которых известна часть элементов и связей между ними, называются частично структурированными. Информация, получаемая в информационной системе, анализируется че­ловеком, который играет определяющую роль в принятии решения. Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подраз­деляются на два вида:

· информационные системы, создающие управленческие отчеты и ори­ентированные главным образом на обработку данных (поиск, сорти­ровку, агрегирование, фильтрацию);
· информационные системы, разрабатывающие альтернативы реше­ний (модельные или экспертные).

Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т. е. предос­тавляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

· определенные комбинации данных, получаемых из различных источ­ников;
· быстрое добавление или исключение того или иного источника дан­ных и автоматическое переключение источников при поиске данных;
· управление данными с использованием возможностей систем управ­ления базами данных;
· логическую зависимость данных одного типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;
· автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, ис­поль­зование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее ис­следования. Основные функции модельной информационной сис­темы:

· возможность работы в среде типовых математических моделей,
· достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов;
· оперативная подготовка и корректировка входных параметров и огра­ничений модели;
· возможность графического отображения динамики модели;
· возможность объяснения пользователю необходимых шагов форми­рования и работы модели.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем и связанны с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях. Работа первого уровня экспертной под­держки исходит из концепции типовых управленческих решений, в соот­ветствии с которой часто возникающие в процессе управления про­блемные ситуации можно свести к некоторому типовому набору альтер­натив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив. Если возникшая проблемная ситуация не согласуется с имеющимися клас­сами типовых альтернатив, в работу вступает второй уровень, который генерирует альтернативы на базе имеющихся данных, правил преобра­зования и процедур оценки альтернатив.

6. По функциональному признаку, который определяет назначение подсистемы, ее основные цели, задачи и функции:

· производственные системы, связанные с выпуском продукции и на­правленные на создание и внедрение в производство научно-техниче­ских новшеств;
· системы маркетинга, направленные на анализ рынка производите­лей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж, организа­цию рекламной кампании по продвижению продукции и рациональную организацию материально-технического снабжения;
· финансовые и учетные системы, направленные на организацию кон­троля и анализа финансовых ресурсов на основе бухгалтерской, ста­тистической и оперативной информации;
· системы кадров по подбору и расстановке специалистов и ведению служебной документации по различным аспектам предназначены для реализации функций оперативного планирования и учета личного
со­става;
· системы управления вспомогательным производством предназна­чены для автоматизации оперативного управления инструментальным производством, ремонтным и транспортным хозяйством и энергетиче­ским обеспечением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие друзья!

Если наш блог оказался для Вас интересным поделитесь им со своими друзьями в любимых социальных сетях.